04-Часть 4: Мифология, рай и внутренний мир - Божественный Космос




Часть 4: Мифология, рай и внутренний мир

1. Несокрушимая Священная Страна

Теософия учит, что в нынешнем четвертом кругу эволюции Земли будут развиваться серии по семь коренных рас или человечеств. Говорится, что первое человечество появилось в середине Палеозоя, около 150 миллионов лет назад (согласно теософской шкале времени), и сейчас мы пребываем в пятой. Каждый живет на своем собственном “континенте”. Слово континент относится не только к основным континентальным регионам, где имеет место эволюция коренной расы, но и ко всей суше, существующей в течение периода жизни конкретной коренной расы. Аналогично тому, как перекрываются коренные расы, части континентов одной коренной расы смешиваются с континентальной системой следующей. [151]

[more]

Первый континент известен как Несокрушимая Священная Страна и является самым загадочным из семи континентов. Он находился в регионе Северного полюса. Утверждается, что эта “Священная Страна” никогда не разделяла судьбу остальных континентов, ибо она является единственной, рок которой пребывать от начала и до конца Манвантары, на протяжении каждого Круга. Это есть колыбель первого человека и обитель последнего божественного смертного, избранного, как Шишта для будущего семени человечества. Об этой таинственной и священной стране очень мало может быть сказано, исключая разве, что по поэтическому выражению в одном из Комментариев: “Полярная Звезда оком озорным стоит над нею от зари до конца сумерек Дня Великого Дыхания”. (В Индии он называется “Днем Брамы”) [152]

Утверждение, что первый континент никогда не тонет и не исчезает, повторяется много раз, и эта характеристика отличает его от других континентов. [153]

Первый континент окружал и вмещал Северный полюс и расширялся к югу от полюса в виде семи разных зон, наподобие лепестков лотоса. Зоны включали Гренландию, Шпицберген, Швецию, Норвегию и Сибирь, наряду с другими бывшими массивами суши на крайнем севере, затонувшими с тех пор. Ценр первого континента находился прямо на Северном полюсе. Е.П. Блаватская пишет:

“Если учение понято правильно, тогда первый континент, который пришел в существование, покрывал весь Северный полюс как одна цельная кора, и остается таковым до сегодняшнего дня, за тем внутренним морем, которое казалось недостижимым миражом нескольким полярным путешественникам, достигшим его”. [154]

Г. де Пурукер обратил внимание на фразу: “Если учение понято правильно” и указал на то, что Блаватской не позволили рассказать все, чему ее научили. [155]

Если Земля полая, что подразумевают Лайон и Шерман в рецензии на труды Блаватской, тогда первый континент может относиться к двум разным вещам: полярной земле на внешней поверхности Земли и центральной священной земле или “внутреннему кругу”, который продолжит существовать до того момента, когда Земля достигнет конца своего периода жизни. Аналогично, такие термины, как “благословенная земля вечного света и лета” и “земля вечного солнца” [156] могут относиться либо к полярной земле в то время, когда ось Земли была более или менее вертикальной, и полярные регионы освещались Солнцем, либо к внутренней центральной земле, если внутренняя часть планеты самосветящаяся или содержит центральное солнце.

2. Шамбала

Тибетские священные тексты говорят о мистическом царстве, называемом Шамбала, скрытом за снежными пиками где-то на севере Тибета, где хранится большинство священных буддистских учений – Калачакра или Колесо Времени. Учение предрекает, что будущее царство Шамбалы придет с огромной армией, чтобы освободить мир от варварства и тирании, и тогда наступит золотой век. Аналогично, индийские Пураны говорят, что будущий спаситель мира придет из Шамбалы – Калки-аватар, десятое и последнее воплощение Вишну. И индуистская, и буддистская традиции говорят, что в Шамбале есть великолепный центральный дворец, излучающий сильный блистающий свет.

Мифический рай Шамбалы известен под многими разными названиями. Его называли Запрещенной Землей, Землей Белых Вод, Землей Сияющих Духов, Землей Живого Огня, Землей Живых Богов и Землей Чудес. Индусы знали его как Арьяваршу, землю, из которой приходят Веды, китайцы – как Хси Тиен, западный рай Хси Ванг Му – Королевы-Материи запада. Русские староверы, христианская секта XIX века, называли его Беловодьем, киргизы – Джанайдар. Но по всей Азии мифический рай Шамбалы известен под своим санскритским названием Шамбала, означающим “место мира и спокойствия” или как Чан Шамбала, северная Шамбала, названием, которым пользовались индусы, чтобы отличить ее от индийского города с таким же названием. В конце жизни китайский учитель таосизма Лао-Цзы вернулся в Шамбалу, хотя он называл ее Землей Тебу.

Большинство эзотерических традиций считают шамбалу истинным центром планеты, духовным “мотором” мира, сердцевиной братства адептов каждой расы и страны, которые влияли на каждую главную религию, каждое научное продвижение и каждое социальное движение в истории. [157]

В буддистских текстах говорится, что достичь Шамбалы можно только после долгого и трудного путешествия через дикие пустыни и горы. Они предупреждают, что найти ее удастся только призванным и имеющим необходимую духовную подготовку; остальные обнаружат лишь слепящие бури, безлюдные горы и даже смерть. Один текст гласит, что царство Шамбалы круглое, но обычно оно описывается как восьми лепестковый цветущий лотос – символ сердечной чакры. Старая тибетская история рассказывает, что “царство Шамбалы в твоем собственном сердце”. Как указывает Эдвин Бернбаум, путеводители к Шамбале, предлагающие сбивающие с толку направления, являющиеся смесью реальности и фантазии, на одном уровне могут читаться как “инструкции для внутреннего путешествия из знакомого мира через дикие места подсознательного в скрытое святилище сверхсознательного”. [158]

Земля Шамбала. В центре находится гора Меру и царский дворец,

окруженные восемью регионами в виде лепестков лотоса, с 96-ю княжествами

 

Тем не менее, идея, что Шамбала находится и в материальном мире, прочно укоренилась в тибетской традиции. Однако мнения, где могло бы находиться царство, значительно расходятся. Одни тибетцы думают, что оно может быть в Тибете, возможно в горах Куньлуня. Другие склоняются к региону вокруг Монголии и провинции Синцзян в Китае. Однако большинство считает, что Шамбала находится в Сибири или других частях России. Некоторые ламы верят, что она скрыта в заброшенных безлюдных пустошах Арктики. Согласно ламе Кунге Римпоче: “Шамбала, вероятно, находятся на Северном Полюсе, поскольку он окружён льдом, а Шамбала окружена ледяными горами”. И, наконец, некоторые ламы верят, что Шамбала существует вне Земли на другой планете или в другом “измерении”. [159]

Как-то раз Бернбауму приснился сон о путешествии с проводником на Северный полюс. По мере приближению к полюсу воздух становился теплее, а снежный покров тоньше, пока не осталась лишь покрытая травой тундра, цветы и благоухающий бриз. Наконец, они подошли к круглому озеру с маленьким островом, в центре которого находилось отверстие. Бернбаум повернулся к проводнику и запротестовал: “Но это невозможно! Это не может быть Северный полюс; здесь должен быть снег и лед”. Проводник указал на остров и с улыбкой ответил: “Это полюс”. Автор поделился своим сном с ламой Чопгай Тричен Римпоче, который заметил: “Возможно, это был вход в Шамбалу”. [160]

Русский художник, философ и исследователь Николай Рерих (1874-1947) путешествовал через Китай и Монголию к границам Тибета в 1925-1928 годах.  Во время беседы с ламой ему сказали: “Великая Шамбала находится далеко за океаном. Это могущественное небесное владение. Она не имеет ничего общего с нашей землей… Лишь в некоторых местах, на Крайнем Севере, вы можете различить сияющие лучи Шамбалы". Поскольку Рерих настаивал, лама признал, что у небесной Шамбалы есть земной двойник.  Представляется, что выражение “сияющие лучи Шамбалы” относится к полярным сияниям, проявляющимся в полярном регионе. Также лама описывал Шамбалу как “отдаленную” долину, скрытую среди высоких гор с горячими источниками и богатой растительностью.

Также лама утверждал, что правитель Шамбалы – это “неутомимо вечно бодрствующий на благо человечества”; он видит все события на Земле в “магическом зеркале”, и “могущество его мысли проникает в далекие земли”. Он продолжил: “Неисчислимы жители Шамбалы. Многочисленны великолепные новые силы и достижения, которые подготавливаются там для человечества”. Лама подтвердил, что “много вестников спешат по миру”, и что даже сам правитель иногда появляется в человеческой форме. Он подчеркнул, что секреты Шамбалы тщательно охраняются, и что никто не может достичь Шамбалы, пока не отработает карму и не будет призван. [161]

Современная теософская традиция тоже признает, что Шамбала – это реальное место:

“Шамбала. Хотя ни один эрудированный востоковед не преуспел в ее расположении географически, это реальная земля или район, обитель самого великого братства духовных адептов и их руководителей на Земле сегодня. В определенные времена в истории мира или точнее нашей пятой коренной расы, приходят вестники или посланники для духовной и интеллектуальной работы среди людей.

Это Великое Братство имеет филиалы в разных частях мира, но Шамбала – это центр или главная ложа. Предположительно мы можем поместить ее в малоизвестный и отдаленный район высоких плоскогорий центральной Азии, конкретнее в Тибет. [162]

Она окружена акашической завесой невидимости; над ней может пролетать армада самолетов и не заметить ее. Все армии всех народов мира могут пересекать ее и не знать, что она существует. Это громадное пространство. В нем собраны самые ценные записи человеческой расы. Там, окруженный самыми великими и самыми развитыми человеческими существами, Безмолвный Наблюдатель Земли имеет свое невидимое жилище. [163]  

В теософии говорится, что Шамбала, наш “духовный дом”, включает два места на Земле. Одно из них “расположено в нагорьях Азии, где-то к западу от линии меридиана, проходящего через Лхасу”. [164] Давным-давно эта местность была священным островом в обширном центрально-азиатском внутреннем море, известном как “бездна знания” или “море знания”, и доступном через подземные переходы. Согласно традиции, это место существует по сей день, как оазис, окруженный пустыней Гоби. [165]  

Есть еще и другое священное местонахождение, на которое ссылаются все великие экзотерические религии:

Это высшая степень того, что в индуистских Пуранах называется Швета-двипа (Белый Остров), гора Меру или Сумеру. Это Северный полюс Земли, выбранный не из-за его географических качеств, если таковые там могут быть, а благодаря его астрономическому расположению. Это мистический Северный полюс, географически идентичный Северному полюсу Земли, но мистически совсем другой. [166]

Иными словами, в одном из значений, Шамбала – это Несокрушимая Священная Страна. Теософская литература утверждает, что есть еще более высокая Шамбала, находящаяся на Солнце, и что все эти разные места населены классами сущностей, с которыми духовно и интеллектуально связана человеческая раса.

Имейте в виду, что центрально-азиатская Шамбала защищена “акашической завесой”, которая делает ее невидимой и непроницаемой. Интересно отметить, что в обзоре Полая Земля Е.П Блаватская выдвигает предположение, что “деятельность оккультной силы” мешает исследователям проникать дальше за север в то, что считается открытым полярным морем. Это можно интерпретировать так, что в регионе Северного полюса имеется нечто скрытое, но не благодаря заговору военных и правительства, а оккультным силам.

3. Северный рай 

Традиции райской изначальной земли на крайнем севере глобальны. Иногда говорят, что эта священная земля расположена в центре или “пупе” Земли. В каком-смысле, это относится к Северному полюсу, который представляется “центром” Земли, если планета рассматривается сверху (над полюсом). Но такие же выражения могут относиться и к внутренней части Земли. Северный рай часто ассоциируется с мировым деревом, мировой горой или колонной, от которой отходят четыре реки, с обвившимся вокруг нее змеем. Колонна, гора или дерево связывают нашу “срединную землю” с высшим и низшим мирами. [167] Все эти символические характеристики можно интерпретировать на разных уровнях – земном, астрономическом и духовном.

Скандинавское дерево жизни (Иггдрасиль),

растущее на космической горе [168]

 

В индуистской мифологии, Меру [169] – это мистическая гора в центре мира, где у Индры, царя богов, есть сверкающий дворец. Виктория Лепаж указывает на то, что “гора Меру представляется как пуп Земли, ее центр, источник жизни и силы, распространяющихся из центрального региона в восемь внешних зон, и отсюда в мир”. [170] Символизм происходит из эмбриологии: Эмбрион растет из пупка вовне, то же самое делает и Земля. На самом деле, “Меру” имеет несколько разных значений, включая гору в Азии, Северный географический полюс, Северный звездный полюс, ось вращения Земли, мировую ось, связывающую планету с более высокими сферами, и ось позвоночника в теле человека.

Говорят, что Меру, Олимп индусов, расположен в центре или пупе Земли. Ее охраняют змеи, “наблюдающие за входом в сферу Тайного Знания”. Согласно традиции, это “земля блаженства” самых ранних Ведических времен.  Оккультные учения “помещают ее в самый центр Северного полюса, указывая на нее как на место нахождения первого континента на Земле после затвердения планеты”. [171] В древнем астрономическом тексте Сурья-Сиддханта, Меру описывается как “проходящая через середину земного шара и выступающая на каждой стороне”. [172] Е.П. Блаватская говорит, что “Меру – это не мифическая гора в пупе или центре Земли”, в пупе находятся ее корни и основания, хотя сама гора расположена на крайнем севере. Это связывает ее c “центральной” землей, “которая никогда не исчезает”. [173]

Так же, как человеческое тело содержит ряд чакр или центров тонких энергий, связанных сушумной (центральным каналом в позвоночнике), в теле Земли тоже могут быть соответствующие энергетические центры. Шамбала иногда описывается как основной энергетический центр, с вспомогательными центрами, рассеянными по земному шару. [174] В теософии указывается, что сердце матери Земли бьется “под ногой священной Шамбалы”, и нам говорят:

“Оккультное учение поддерживает популярную традицию, которая отстаивает существование фонтана жизни в чашах Земли и на Северном полюсе. Именно кровь планеты, электромагнитный ток, циркулирует через все артерии и накапливается в пупе Земли”. [175]

В некотором смысле, внутренний резервуар и психо-духовные жизненные силы могут соответствовать корневой чакре (муладхаре) в человеческом теле, расположенной в основании позвоночника. С такой точки зрения, Меру представляет собой центральный канал или путь, по которому земная кундалини течет по Земле. [176]

Некоторые иудейские легенды говорят о месте, известном под именем Луз, - подземном городе  возле священной горы, называющемся “обитель бессмертия”. Возле него растет миндальное дерево (на хибру “луз”). Отверстие в корнях этого дерева ведет в подземный центр. Рене Генон рассматривает это как еще одну версию архетипического комплекса гора/дерево/пещера, символизирующего Шамбалу. Он утверждает, что настоящее значение Луз в планетарных терминах соответствует чакре муладхаре, которая в Кабалистике называется луз. Название происходит от корневого слова, обозначающего нечто спрятанное, тайное и безмолвное; также оно ассоциируется с ядром – внутренней частью миндаля. Самое общепринятое иконографическое изображение Шамбалы похоже на чакру муладхару с четырьмя спицами – тонкому “земному центру” в человеческом теле. [177]

В своей книге Обретенный рай или колыбель человечества на Северном полюсе  Уильям Уоррен пишет:

“Самые ранние обитатели бассейна рек Тигр и Евфрат помещали “Центр Земли” не среди себя, а в отдаленную землю, туда, где находился “дом бога” – в  землю “в сердце, куда не мог проникнуть человек”, место, “затененное мировым деревом” за “полными водами”. Нет описания, которое так совершенно соответствовало бы Арктического полюсу древней азиатской мифологии. [178]  

В Халдейском Счете Творения мы читаем: “Человеческие существа… созданы великими богами, и на Земле боги сотворили для них обитель. На Земле они росли, становились великими и умножались числом. Семь царей, братья одной и той же семьи”… Иранская, индийская, китайская, скандинавская и ацтекская  литература тоже ссылается на это неоднозначное расположение в “центре Земли”. [179]

  Рай у японцев находился “на верху земного шара” и одновременно в “центре Земли”. Он назывался “островом замерзшей капли”. Первой поддерживающей крышу колонной была земная ось, а над ней размещался штырь, поддерживающий небесный свод. Аналогично, китайский земной рай, круглой формы, описывался не только как центр земли, но и как находящийся прямо под Шан-те небесный дворец, расположенный на Полярной звезде. Иногда он назывался “дворцом центра”. Египтяне помещали свой Та Нетер или землю богов на крайний север. [180] Сегодня отголосок древний традиция усматривается в том, что дети посылают письма с просьбами о подарках Деду Морозу, в его “страну чудес” на Северном полюсе.

У эскимосов есть легенда, что они пришли из плодородной земли с постоянным солнечным светом на севере. Они верят, что после смерти души спускаются под землю, сначала, скорее, в обитель, чем в чистилище, но хорошие души затем спускаются еще ниже в место совершенного блаженства, где никогда не заходит Солнце. [181] В Псалме 48:2 говорится, что Гора Сион находится “на крайнем севере”, а в Езекииле (28:13-14) “сад Бога” помещается на “святую гору Бога”. В иудейской традиции, первозданный рай иногда располагается в “центре Земли”. [182]

Согласно индуистской Курма Пуране, остров, называемый Швета-двипа или Белый Остров, лежит в северном море, райской обители великих йогов, обладающих высшей мудростью и учением. [183] Блаватская пишет: “Согласно тибетской традиции, Белый Остров – это единственное место, которое избегнет общей судьбы других двипа и не может быть разрушен ни огнем, ни водой, ибо это “вечная земля”. [184]

К северу от Гималаев, возможно в бассейне реки Тарим, находится Уттаракуру или северный Куру, версия Шамбалы, которую Махабхарата описывает как блаженную землю мудрецов, откуда Арджуна, принц-воин Бхагават Гиты путешествовал в поисках просветления. Она описывается как место чудес, где магические фруктовые деревья дают нектар бессмертия. Говорится, что оно является одним из четырех регионов, окружающих гору Меру как четыре лепестка лотоса, и родиной сиддхов, просветленных йогов, известных своими чудесными силами. [185]

Греческая мифология рассказывает о загадочной северной стране, где царит вечная весна, и называет ее Гиперборей (“за северным ветром”), расположенной за горами (в некоторых версиях расположенной под Северным полюсом), куда направлялся Аполлон на колеснице, запряженной лебедями. [186] Там находится дерево “омфалос” или пуп Земли. У орфиков, остров Электрис, обитель богов, располагается под Полярной Звездой в отдаленных водах Тетиса. [187] Гностики Мандеизма верили, что идеальная земля, земля света, населенная людьми божественной расы сверхлюдей, расположена на севере и отделена от нашего мира высокой ледяной горой. Говорится, что она существует “между небом и землей”. Генри Корбин приходит к выводу, что это значит не север земного шара, а “космический север”, то есть надфизические сферы. [188] Но, подобно Шамбале, у нее может быть земной двойник.

Авестийский термин “Ариянем Ваэджа” означает колыбель ариев-иранцев, находящуюся не в одном из семи климатов Земли, а в центре центральной зоны, – восьмом климате. [189] Именно там Йима, “первый человек”, получил приказ создать вару или оболочку, где он мог бы собрать самых высоко развитых людей, животных и растений, чтобы спасти их от суровой зимы, вызванной демоническими силами для того, чтобы однажды обновить видоизмененный мир. Вара или рай имеет ворота и светящиеся окна, которые скрывают внутренний свет, поскольку он освещается не созданными и созданными огнями. Разные значения включают подземное святилище, ковчег и человеческое тело. [190]

Представляется, что Ариянем Ваэджа, “райская обитель”, идентична Швета-двипе, горе Меру, Несокрушимой Священной Стране и Шамбале (в ее нескольких значениях). [191] Блаватская цитирует Фаргард 1:2 из Вендидад, где “мы находим Ахура-Мазду, говорящего Спитаме “благословенному”, что он сделал каждую землю дорогой для ее обитателей, поскольку в противном случае весь живущий мир завоевал бы  Ариянем Ваэджа”. [192] Согласно Фаргард 2:40: “Единственное, чего там нет, – это видения звезд, Луны и Солнца, а год проходит как один день”. [193]

4. Внутренние царства

Наряду с идеей о райской обители человечества на севере, в мировых религиях, мифах, легендах и фольклоре часто встречаются ссылки на сеть пещер и туннелей, а также на внутренний мир внутри Земли. Атрибуты, приписываемые подземному миру, ранжируются от небесных до адских, и обитатели тоже пребывают в диапазоне от сверхлюдей до недочеловеков. Обычно мифы и легенды включают множество слоев значений, и подземный мир может также относиться к нефизическим планам реальности.

(Прим. переводчика: Взяла на себя смелость вставить рисунок)

Во время путешествий в Азию, Николай Рерих провел много времени, изучая местный фольклор, включающий сказки утраченных племен или обитателей подземного мира. Во многих местах Центральной Азии они рассказывают об Агарте (“неуязвимый”, “недоступный”), подземном народе. В многочисленных красивых легендах описывается одна и та же история о том, как самые лучшие люди, отвергнутые вероломной землей, искали спасения в скрытых странах, где обретали новые силы и овладевали мощными энергиями. [194] Когда они пересекали Каракорум, его проводник-ладакец спросил: “Знаете ли вы, что здесь, в подземных пещерах, спрятаны многие сокровища, и что в них живет удивительное племя, которое ненавидит грехи земли?”

“И опять, когда мы прибыли в Хотан, подковы наших лошадей звучали глухо, будто мы проезжали над пещерами или пустотами. Караванщики обратили наше внимание на это, говоря: "Вы слышите, какие пустые подземные переходы мы пересекаем? Через эти проходы люди, которые их знают, могут добраться до дальних стран". Когда мы наткнулись на входы пещер, наши караванщики рассказали нам: "Давным-давно здесь жили люди, сейчас они ушли под землю; они нашли подземный проход к подземному царству. Только очень редко некоторые из них появляются снова на земле.

Велика вера в Царство подземного народа. По всей Азии, на пространствах всех пустынь, от Тихого океана до Урала вы можете услышать одни и те же чудесные сказания об исчезнувшем святом народе. И даже далеко за Уральскими горами эхо тех же сказаний настигнет вас”. [195]

Ходят слухи об обширной сети подземных пещер и туннелей под всей Центральной Азией, со многими коридорами, исходящими из духовного центра Шамбалы. [196] Согласно популярному верованию, под Индией имеются многочисленные тайные подземные коридоры, входы в которые охраняются элементалями, принимающими форму скал и других природных образований. Например, говорят, что Бенарес, древнее название – Каши, связан туннелем с Гупта Каши (“гупта” означает тайный, скрытый), подземным городом в Гималаях, расположенным в 80 км от Бадрината. [197]

В Мезоамерике и Южной Америке давно ходят слухи о пчелиных сотах, связанных длинными таинственными туннелями, некоторые тянутся на сотни км от Колумбии на севере, через Перу и Боливию в Чили на юге и джунгли Амазонки на востоке.  Сейчас обнаружено лишь несколько секций этих туннелей. [198]   Е.П. Блаватская упоминает об огромном туннеле от Куско в Лиме до Перу, и дальше на юг в Боливию. [199] В Египте традиционно считалось, что  обширный подземный мир тянется от катакомб в Александрии до Долины Царей в Фивах. Подземные крипты в Фивах (в Древнем Риме – это сводчатые подземные помещения) известны как катакомбы змея; змей был символом мудрости и бессмертия. [200]

Многие аборигены Америки верят, что их предки уходили в радостную подземную сферу или бежали в пещеры, чтобы избегнуть прошлых катаклизмов. Чероки говорят о подземном мире, напоминающем наш мир, с горами, реками, деревьями и людьми. [201] Ацтеки рассказывали, что их предки пришли из земли, называемой Атцлан, и, избежав гибели, очутились в пещере, называемой Чикомосток или Семь Подземных Золотых Городов, где они жили до того, как появиться в мире на поверхности. [202] Мексиканский полу-бог Вотан описывает подземный коридор, “дыру змея”, который тянется под землей и заканчивается у корня небес. Ему позволили войти в него потому, что был “сыном змей”. [203]

Индейцы хопи проводят свои ритуалы в подземной камере, известной как кива.  В центре кивы, на уровне алтаря и прямо под отверстием в крыше, находится заглубленный очаг, в котором во время Церемонии Нового Огня зажигается огонь, поскольку жизнь начинается с огня. Дальше имеется небольшое отверстие в полу, называемое сипапуни. Этимологически, это слово происходит от двух слов: “пуп” и “путь из”; то есть, сипапуни означает пуповину, идущую от материи Земли, и символизирует путь появления человека из подземного мира. Лестница представляет стволы тростника, по которым поднимался человек во время подъема. [204]

Хопи верят в последовательность из четырех миров. Первый мир был разрушен огнем, второй – сдвигом полюсов, третий – потопом. Некоторые избранные люди были спасены от катастроф, разрушивших первые два мира, спуском под землю, а некоторые выжившие после разрушения третьего мира забрались внутрь полых стеблей тростника. Индейцы Пима говорят, что вход в наш мир проходит через спиралевидное отверстие, выходящее на поверхность Земли. [205]

Легенды о происхождении предков в подземных землях также обнаруживаются в Африке и Австралии. Австралийские аборигены верят, что их предки выходили из-под земли, двигались по стране и создавали новые племена, а затем “уходили за границы их территории или снова спускались под землю”. Согласно традициям Каролинских островов, Папуа Новой Гвинеи и Малайзии, в древние времена под землю пришла раса гигантов. Однажды обитатели утерянного континента Чамат “придут и переделают мир”. Туземцы Тробрианских островов верят, что их предки появились их подземного существования через специальное отверстие. Племена в Бенгали и Бирме тоже уверены в том, что их предки появились из подземного мира. [206]

В индуистской мифологии есть много сказаний о нагах – расе  полубожественных змееобразных людей, которые правили подземным царством, Поталой, полным невероятных богатств. Говорится, что Потала была самым нижним ярусом из семи регионов индуистского подземного мира. Все вместе эти регионы называются Била-сварга, “подземное небо”, которое описывается как место дивной красоты. Оттуда не видны ни Солнце, ни Луна, но говорят, что драгоценности, украшающие капюшоны нагов, испускают свет и освещают весь регион Била-сварга. Когда-то некоторым смертным разрешалось входить в нижний мир; в горах Индии и Кашмира имеется много потайных входов. [207] В Тибете есть главный мистический ашрам, называемый Потала, который находится над древней пещерой и системой туннелей, тянущихся через весь азиатский континент, и, возможно, за его пределы. Наги относятся к Ракшасам, подземной расе “демонов”, обладающих “магическим камнем” или “третьим глазом” в середине лба.

В Китае, Лун-Ван (царь драконов) напоминает нагов во многих отношениях. Говорится, что они обитают либо в “звездной сфере”, то есть среди звезд и планет, либо под поверхностью Земли. Они тоже обладают “магической жемчужиной” во лбу, мистическим или божественным глазом или источником энергии. Как Ии нагов,  некоторые входы в их дворцы или царства можно обнаружить под озерами и реками или за водопадами. [208] Согласно древним китайским писаниям Двенадцать Ветвей, все вещи начинают расти в скрытых укромных местах подземного мира. В Десяти Отростках говорится, что в девятом отростке свет начинает питать все вещи в нижних укромных местах. [209]

Египетский подземный мир или царство мертвых назывался Дуат. Им правит Осирис. [210] Внутри Дуата находятся Поля Иалу или райские поля; греки приравнивали их к Полям Элизиума. Во времена Древнего Царства Дуат обычно помещался где-то под землей. В этом безвоздушном,  безводном и темном царстве обитали и благословенные, и проклятые. Царство Осириса тоже помещалось на западе, куда удалялось на ночь умершее солнечное божество дня. Кроме того, Дуат обозначал район неба, в котором властвовали созвездия Орион, Телец и Лев и разделяющие их “извивающиеся водные пути” или Млечный Путь.

Иногда Дуат описывался как “обратный мир” или “перевернутый регион”. [211] В Текстах Пирамид мы читаем: “О, царь Осирис, я – Исида; я пришла в середину этой земли, в место, где пребываешь ты”. [212]   Осирис был египетским фениксом, “носителем  сути, дающей жизнь; концепция, подобная нашей идее магии, когда великая космическая птица пришла в Египет из далекой и магической земли за земным миром”. Это был “Остров Огня”, “место неугасающего света за пределами ограничений мира, где рождаются или оживают боги, и откуда они посылаются в мир”. Вот ссылка на Дуат. [213]  

Дуат или Скрытое Место иногда воспринимается как полностью замкнутый Круг Богов, сформированный телом Осириса. На макушке находилось отверстие в небеса, символизировавшееся богиней Нут. Через это отверстие можно было достичь несокрушимой звезды (см. ниже). [214]

Египетский бог Акер был “хранителем врат Абисса”. Абисс – это нижний мир, а также “сфера солнца”. [215]

Иной Мир у кельтов известен под разными названиями: Земля Мертвых, Земля Живых, Земля Многих Цветов, Земля Обетованная, Равнина Радостей, Земля Молодости, Земля Лета и Земля под Волной. В большинстве легенд она рассматривается как приятная земля, расположенная где-то под морем, в других сказаниях она находится под холмами, и в нее входят через древние погребальные курганы. [216] Как и в других традициях, кельтский подземный мир ассоциируется с котловинами. В Мабиногионе (эпос Уэльса), земля Аннуин (“бесплодная” или “бездонная”), подземный мир Уэльса, содержит мистическую котловину, которая может возвращать мертвых к жизни, если их погрузить в нее, а затем вытащить обратно. [217]

В Критии (120 год) Платон говорит, что “святая обитель Зевса находится в центре мира”. [218] В Республике (часть 4) он говорит, что Аполлон, традиционный интерпретатор религиозных вопросов, получает свою интерпретацию из “центра земли”. [219] Также он пишет:

“Настоящий дом Аполлона находится среди гиперборейцев, в Земле вечной жизни, где, как рассказывает нам мифология, два голубя, прилетающие с двух противоположных концов мира, встретились в этом мирном регионе, доме Аполлона. Согласно Гекатам, Лето, мать Аполлона, рождена на острове в Северном Ледовитом Океане, за Северным Ветром. [220]

В Федоне Платона говорится о многих кавернах и “чудесных регионах” на Земле, о подземных потоках воды, грязи и огня.

Одна из полостей в земле не только больше остальных, но и пронизывает землю с одной стороны до другой. Именно ее имеет в виду Гомер, когда говорит: “Далеко, далеко, где находится самая глубокая пропасть земли”; и он, и многие другие поэты ссылаются на нее, как на Тартар. [221]

С точки зрения греков, земли живых отделены от Тартара, земли мертвых, непреодолимыми препятствиями, реками, водой или огнем. Самая огромная из них – Океан, вмещающий не только все моря мира, но и самые большие “реки”, которые, согласно верованиям греков, собираются в него и текут сквозь Тартар, чтобы появиться из подземного мира на противоположной стороне земли. Другие подземные потоки включают Лету, реку забвения, и Стикс, реку мертвых. Говорится, что Тартар “погружается в землю в два раза глубже, чем земля пребывает ниже неба”, и ограждается многими опасностями. Будучи домом свергнутых богов, называемых Титанами, он содержит разные регионы или царства, от Полей Элизиума – до многих пещер, каверн и ям пыток, предназначенных для проклятых. [222]   

Римский философ первого века Сенека говорит о людях, которые “силой проложили путь в пещеры” и вошли в недра земли, “проникая в самые глубокие потайные места”, где они видели “великие бушующие реки и огромные тихие озера”, мир, в котором “вся природа перевернута. Земля висела над головами, ветры глухо свистели в полумраке, а в глубине пугающие реки вели в никуда, в вечную, космическую ночь”. [223] Также он писал: “Позже придет время, когда Океан развяжет полосы вещей, когда огромная земля будет лежать открытой, и Туле больше не будет крайней точкой среди земель”. [224] Ясно, что ничто на земной поверхности не может лежать дальше на севере, чем Ультима Туле (Земля Крайнего Севера).

Скандинавские и немецкие народы рассматривали мир как огромный тис или ясень, ветки и корни которого уходили в разнообразие сфер или планов существования. Всемирное Дерево, Иггдрасиль, пускало глубокие корни в несколько подземных царств, которые граничили с обширной изначальной пустотой, называвшейся Гинунгагап. Один корень Иггдрасиля вел в Нифльхель, землю мертвых. Как и в подземном мире греков, многие воды текут из глубин и втекают в человеческий мир. Там есть поток/река Гьелль (что значит “ревущая котловина”), которая безжалостно кипит и пенится. Одиннадцать притоков Гьелль стекают в центральную пустоту Гинунгапап. Второй корень Иггдрасиль ведет свой путь в земли богов, Асгард и Ванахейм. Часто изображаемая как земля высоко в ветвях Иггдрасиль, эта сфера была и подземной. По существу, единственным не подземным миром в их космологии был Мидгард (средняя земля), мир на поверхности. Бифрост, “радужный мост”, соединял Мидгард через Гинунгапап с Асгардом. [225]

В Старшей Эдде Один говорит: “Никто не знает и никогда не узнает бескрайность корней древнего дерева”. Это ссылка не только на сотворенный мир и небеса, но и на систему корнеобразных пустот под миром на поверхности земли. Из глубин Мирового Дерева поднимаются огромные змеи или Ороборо, которые обвевают землю и держат хвост в зубах. Их называют “поясом мира”, и их корчи под морем являются одним из источников бурь и землетрясений. Главный вход в подземные сферы находится на севере. Аналогично, греки верили, что один из входов в Тартар лежит за Гиперборей, а вход в подземный мир финнов находится в Лапландии, где встречаются земля и небо.

В шумерском эпосе Гильгамеш, подземный мир или “Великое Внизу” – это место бескрайних размеров и великого ужаса, наполненное огромным разнообразием существ, включая духов, зомби, гуманоидов и жестоких охранников. Сначала, в поисках вечной жизни, Гильгамеш добрался до горы Машу, связанной с небесами наверху и загробным миром внизу. После того, как ему позволил войти во “врата”, он спустился в недра земли через 12 двойных часов тьмы прежде, чем достиг сияющей “обители богов”, где был сад их драгоценных камней. [226] Согласно Диодору Сицилийскому, Халдеи представляли Землю в виде круглой лодки, перевернутой вверх дном и полой внутри. [227]

Библия описывает подземный мир или ад как “кладезь бездны” (Откровение, 9:1-2) и “бездну” (Римляне, 10:7), место наказания и страдания, обитель Сатаны и его демонов. Другие ссылки на подземные сферы включают следующие:

“Дабы перед именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних”. ( К Филиппийцам, 2:10)

“И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее”. (Откровение 5:3)

Что значит “Он (Христос) восшедший”, если не то, что также он “низшедший” в нижние части Земли? (Послание к Ефесянам, 4:9)

“Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи”. (Матфей, 12:40)

Иисус называет это место “Эдемом” или раем. Некоторые сторонники теории полой Земли усмотрели в нижеприведенной цитате ссылку на Северный полюс в Арктике:

“Он распростер север над пустотою, повесил землю ни на чем”. (Иов, 26:7)

В апокрифической Книге Еноха [228] , Енох рассказывает о путешествии в “середину земли”, где он обнаружил “благословенную землю”, “счастливую и плодородную”. (25:1, 25:2). Ангел показывает ему “первое и последнее, что на небе в высоте и на земле в глубине, и что на пределах неба, и в хранилищах при основании неба, и в хранилищах ветров”. (59:2-3) В книге говорится, что в земле имеются полости, а под землей – “могучие воды”. (65:1, 87:5, 95:22) Енох видит “бездну”, “развергшуюся среди земли, полную огня” (89:34). Бездна находится “на правой стороне земли”, что, согласно Блаватской, может означать север. [229]   Также имеется ссылка на семь великих рек, четыре из которых “текут в пещеру на севере”. (76:6-7).

И, наконец, нижеприведенный отрывок из Тайной доктрины содержит  несколько загадочных утверждений, касающихся крайнего севера и, возможно, внутренней земли. Говоря о горах Каф в персидской легенде, Блаватская пишет:

“Каково бы ни было их географическое положение, являются ли они горами Кавказа или горами Центральной Азии, легенда помещает Дав (гигантов) и Пери далеко за пределы этих гор к Северу; Пери – отдаленнейшие предки парсиев или фарсиев. Восточное предание постоянно ссылается на неизвестное, ледяное и сумрачное море и на темную область, в которой, тем не менее, расположены “Счастливые Острова”, где от начала жизни на Земле бьет “Источник Жизни”. Кроме того, легенда утверждает, что часть первого “острова-суши” (материка), отделившись от главной массы, осталась с тех пор за пределами гор Кох-Каф, “каменной стены, окружающей мир”. Путь продолжительностью в семь месяцев приведет того, кто обладает “Кольцом Соломона”, к этому “Источнику Жизни”, если он будет идти на север прямо перед собою, как летит птица. Путь из Персии прямо на Север приведет его к шестидесяти градусам долготы, придерживаясь к западу, к Новой Земле; путь от Кавказа приведет путника к вечному льду за пределом Арктического Пояса между шестидесятью и сорока пятью градусами долготы, или же между Новой Землей и Шпицбергеном. Это, конечно, доступно для того, кто имеет Коня (царя) Гушенка о двенадцати ногах или же крылатую Симург (чудесная птица, персидский феникс) Таймурата (или Таймураза [третий царь Персии]), чтобы на них пересечь Арктический Океан.

[Кавказские сказители говорят, что стремительному коню требуется семь месяцев, чтобы достичь суши за Каф, двигаясь к северу и не отклоняясь от пути.]

Тем не менее, странствующие барды Персии и Кавказа будут утверждать до настоящего времени, что далеко за пределами снежных вершин Кап’а, или Кавказа, существует великий материк, ныне скрытый от всех; что достичь его могут те, кто может воспользоваться услугами потомства о двенадцати ногах, потомства от крокодила и самки гиппопотама, ноги которого по желанию могут стать двенадцатью крыльями, или же те, кто имеют терпение ждать исполнения обещания Симург-Анке, которая обещала, прежде чем она умрет, открыть скрытый для всех материк, и еще раз сделать его видимым и легко достигаемым посредством моста, который будет построен Дэвами Океана между той частью “сухого острова” и другими его отделившимися частями. [Отделившиеся части должны быть Норвегией и другими землями по соседству с Полярным кругом.] Это, конечно, относится к Седьмой Расе, ибо Симург есть Манвантарный Цикл.

[Бейли понимала под лошадью двенадцати весельный корабль. Но “лошадь” имеет большее оккультное примитивное значение. Крокодил и гиппопотам представляют собой божественные символы. У Гомера, Посейдон – Бог Лошадь, он принял эту форму, чтобы умилостивить Цереру. Арион, их отпрыск, является одним из аспектов той “лошади”, которая стала циклом.]

Весьма любопытно, что Козьма Индикопловт, живший в шестом веке после Р. Хр., постоянно утверждал, что человек родился и обитал вначале в стране “за Океаном”, доказательство чего было дано ему в Индии одним ученым халдеем. Он говорит:

“Земли, на которых мы живем, окружены Океаном, но за пределами этого Океана существует другая Земля, которая касается стен неба; именно в этой стране человек был создан и жил в Раю. Во время Потопа Ной был унесен в своем ковчеге в землю, которую его потомство обитает поныне”. Конь Гушенка о двенадцати ногах был найден на этом материке, называемом “остров-суша”.

“Христианская топография” Козьмы Индикопловта и достоинства ее хорошо известны; но здесь добрый отец повторяет всемирное предание, которое, кроме того, подтвердилось теперь и фактами. Каждый арктический путешественник подозревает о существовании “острова-суши” за линией вечного снега”. [230]

И все же, на внешней поверхности Земли на крайнем севере не было обнаружено ни такого острова, ни континента.

ww



[152] Е. П. Блаватская. Тайная доктрина. Т. 2 http://royallib.com/read/blavatskaya_elena/taynaya_doktrina_tom_II.html#20480

[153] Тамже.

[154] Тамже. 

[155] G. de Purucker, Studies in occult philosophy, Pasadena, CA: Theosophical University Press, 1973, p. 555.

[156] The secret doctrine, 2:11-12; H.P. Blavatsky, The theosophical glossary (1892), Los Angeles, CA: Theosophy Company, 1973, p. 186.

[157] Victoria LePage, Shambhala: The fascinating truth behind the myth of Shangri-La, Wheaton, IL: Quest, 1996, pp. 6-8.

 

[158] Эдвин Бернбаум. В поисках Шамбалы. Стр. 37 http://royallib.com/read/bernbaum_edvin/v_poiskah_shambali.html#737280

[159] Там же, стр. 7.

[160] Там же.

[161] Н.К. Рерих. Шамбала. http://rerih.ucoz.ru/knigi/rerih18.pdf

[162] G. de Purucker, Occult glossary, 2nd ed., Pasadena, CA: Theosophical University Press, 1996, pp. 155-6.

[163] Dialogues of G. de Purucker, Pasadena, CA: Theosophical University Press, 1948, 1:146-7.

[164] G. de Purucker, Esoteric teachings, San Diego, CA: Point Loma Publications, 1987, 2:9.

[165] Е.П. Блаватская. Разоблаченная Исида. Тайная доктрина.

[166] G. de Purucker, Fountain-source of occultism, Pasadena, CA: Theosophical University Press, 1974, p. 530.  

[167] Richard L. Thompson, Mysteries of the sacred universe: The cosmology of the Bhagavata Purana, Alachua, FL: Govardhan Hill Publishing, 2000, pp. 132-55.

[168] Там же.

[169] Подобно египтянам и аккадцам, индусы представляют две противоположных полярных горы; северная Меру, известная как Сумеру (су – хороший, красивый), обитель богов, и южная Меру или Кумеру (ку – плохой, жалкий), обитель демонов.

[170] Victoria LePage, Shambhala: The fascinating truth behind the myth of Shangri-La, Wheaton, IL: Quest, 1996, p. 31.

[171] Е.П. Блаватская. Тайная доктрина.

[172] Там же.

[173] Там же.

[174] LePage, Shambhala, pp. 73, 89.

[175] Е.П. Блаватская. Тайная доктрина.

[176] LePage, Shambhala, p. 73.

[177] Там же, стр. 84, 130.

[178] William F. Warren, Paradise found: The cradle of the human race at the north pole (1885), Mokelumne Hill, CA: Health Research, 1964, p. 240.

[179] G. Smith, The Chaldean account of genesis (1876), San Diego, CA: Wizards Bookshelf, 1977, p. 103; The secret doctrine, 2:2.

[180] Paradise found, pp. 141, 143, 244, 208.

[181] Marshall B. Gardner, A journey to the earth's interior or Have the poles really been discovered (2nd ed., 1920), Mokelumne Hill, CA: Health Research, 1964, pp. 302, 309-10.

[182] Paradise found, p. 234.  

[183] LePage, Shambhala, p. 78.

[184] Е.П. Блаватская. Тайная доктрина.

[185] LePage, Shambhala, pp. 45-6.

[186] W.T.S. Thackara, 'Our spiritual home', Sunrise, April/May 1990, pp. 103-10. 

[187] LePage, Shambhala, p. 198.

[188] Henry Corbin, The man of light in Iranian Sufism, New York: Omega Publications, 1994, pp. 57-8.

[189] Там же, стр. 39-40.

[190] Arthur Cotterell, A dictionary of world mythology, London: Book Club Associates, p. 53; The secret doctrine, 2:290-2, 609-10.

[191] The theosophical glossary, p. 12; The secret doctrine, 2:6; H.P. Blavatsky collected writings, Wheaton, IL: Theosophical Publishing House, 1950-91, 4:526-7.

[192] Blavatsky collected writings, 4:526.

[193] Е.П. Блаватская. Тайная доктрина.

[194] Н.К. Рерих. Шамбала. http://rerih.ucoz.ru/knigi/rerih18.pdf

[195] Тамже.

[196] Victoria LePage, Shambhala: The fascinating truth behind the myth of Shangri-La, Wheaton, IL: Quest, 1996, pp. 14, 41, 48-9.

[197] The Theosophist, September 1888, pp. 757-8; H.P. Blavatsky collected writings, Wheaton, IL: Theosophical Publishing House, 1950-91, 2:120; H.P. Blavatsky, From the caves and jungles of Hindostan, Wheaton, IL: Theosophical Publishing House, 1983, pp. 20fn, 77, 253-6, 342, 381-2, 392; H.P. Blavatsky, The secret doctrine (1888), Pasadena, CA: Theosophical University Press, 1977, 2: 220-1.

[198] David Hatcher Childress, Lost cities & ancient mysteries of South America, Stelle, IL: Adventures Unlimited Press, 1986, pp. 63-7, 72, 172-5; David Hatcher Childress, Lost cities of North & Central America, Stelle, IL: Adventures Unlimited Press, 1992, pp. 83-4, 200-1, 213-4, 256-7, 302-3, 316-20, 390-1.  

[199] H.P. Blavatsky, Isis unveiled (1877), Pasadena, CA: Theosophical University Press, 1972, 1:547, 595-8; Blavatsky collected writings, 2:339-43, and diagram facing p. 336.

[200] Blavatsky collected writings, 11:5-7; Isis unveiled, 1:553.

[201] Bruce A. Walton, A guide to the inner earth, Mokelumne Hill, CA: Health Research, 1985, pp. 15, 41, 43, 48, 53, 67, 69, 80.

[202] Wm. Michael Mott, Caverns, cauldrons, and concealed creatures: A study of subterranean mysteries in history, folklore, and myth, 2000, p. 6, http://www.hiddenmysteries.com/redir/index111.html

[203] Isis unveiled, 1:553.

[204] Frank Waters, Book of the Hopi, New York: Penguin, 1977, p. 129.

[205] Тамже, стр. 24

[206] A guide to the inner earth, pp. 15, 34, 42, 76.

[207] Walter Kafton-Minkel, Subterranean worlds: 100,000 years of dragons, dwarfs, the dead, lost races & UFOs from inside the earth, Port Townsend, WA: Loompanics Unlimited, 1989, p. 41; Richard L. Thompson, Mysteries of the sacred universe: The cosmology of the Bhagavata Purana, Alachua, FL: Govardhan Hill Publishing, 2000, pp. 178-80, 295-6.

[208] Caverns, cauldrons, and concealed creatures, p. 2.

[209] D.S. Allan and J.B. Delair, When the earth nearly died: Compelling evidence of a world cataclysm 11,500 years ago, Bath: Gateway Books, 1995, pp. 330, 332.

[210] E.A. Wallis Budge, From fetish to god in ancient Egypt, New York: Dover, 1988, pp. 271-2.

[211] William F. Warren, Paradise found: The cradle of the human race at the north pole (1885), Mokelumne Hill, CA: Health Research, 1964, p. 484.

[212] Alan Alford, The phoenix solution: Secrets of a lost civilisation, London: Hodder and Stoughton, 1999, p. 294.

[213] Роберт Бьювэл, Эдриан Джилберт. Мистерия Ориона. Секреты пирамид. М., Эксмо, 2005.

[214] Захария Ситчин. Лестница в небеса. М., Новая Планета, 1998.

[215] Е.П. Блаватская. Тайная доктрина.

[216] Paul Dunbavin, The Atlantis researches, Nottingham: Third Millennium Publishing, 1992, p. 189.

[217] Caverns, cauldrons, and concealed creatures, p. 71.

[218] Paradise found, p. 213.  

[219] Plato, The republic, 2nd ed., Harmondsworth, Middlesex: Penguin Books, 1978, p. 195.

[220] Quoted in Willis George Emerson, The smoky god (1908), Mokelumne Hill, CA: Health Research, 1965, p. 14.

[221] Plato, Phaedo, in: The last days of Socrates, Harmondsworth, Middlesex: Penguin Books, 1979, p. 175.

[222] Caverns, cauldrons, and concealed creatures, pp. 64-5.

[223] A guide to the inner earth, pp. 31, 76.

[224] Fridtjof Nansen, Farthest north, London: George Newnes Ltd., 1898, vol. 1, p. 3.  

[225] Caverns, cauldrons, and concealed creatures, pp. 65-7.

[226] The stairway to heaven, pp. 136-8; W.T.S. Thackara, 'The epic of Gilgamesh: a spiritual biography', part 3, Sunrise, February/March 2000, pp. 86-94.

[227] Paradise found, pp. 163-6.  

[229] Е.П. Блаватская. Тайная доктрина.

[230] Е.П Блаватская. Тайная доктрина. Стр. 102




Комментарии: (0)   Оценка:
Пока комментариев нет


Все права защищены (с) divinecosmos.e-puzzle.ru

Сайт Дэвида Уилкока

Яндекс.Метрика



Powered by Seditio