Глава 1

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

КРУГЛЫЙ ДЕНДЕРСКИЙ ЗОДИАК

Глава 1. Размышления об истории и немного географии

Египет… Тайна… И в прямом и в переносном смысле. В прямом – потому что название «Египет», данное этой удивительной стране древними греками, именно так и переводится – «Тайна». В переносном – потому что все, с чем мы сталкиваемся как наследники древней культуры Египта, заставляет думать, думать и думать… Ответы на основные вопросы: КТО, ДЛЯ ЧЕГО, КАК и даже КОГДА, если глаза не закрыты непробиваемыми шорами официальной египтологии, продолжают быть ТАЙНОЙ и сегодня. При анализе египетских памятников Древности следует искать зашифрованную информацию по фундаментальным наукам, именно зашифрованную и именно фундаментальную, ибо глубочайшее Знание у Древних никогда не лежало на поверхности, всегда было тайным и недоступным для духовно и нравственно неподготовленных людей. Попробуем?

[more]

Традиционные египтологи предают анафеме любые попытки решить эти вопросы, даже не дав себе труда разобраться в том, что им предлагает уже разросшееся племя заинтересованных нетрадиционных и разносторонне образованных ученых.

Пожалуй, для истории нет ничего сложнее, чем реконструкция событий по зыбким и неоднозначным археологическим данным. История Древнего Египта вся покрыта тайнами, как богиня Исида вуалями. Поднимешь одну вуаль – познаешь толику сокрытого, поднимешь другую – еще толику... и так до бесконечности, ибо бесконечен сам процесс познания. Великий символ эти вуали! Чем глубже пытаешься проникнуть в историю Египта, тем меньше объективных данных и больше противоречий. Хронологическая погрешность при удалении от нашего времени в глубину веков заметно растет и к границе между тем, что называется Династическим Египтом и Египтом Додинастическим достигает своей максимальной величины. До сих пор дискутируется вопрос о первом фараоне I династии: Нармер – Менес – Аху... Кто они? Сколько их – один это человек, два или три? Каждый спорящий насмерть стоит на своем, а вопрос так до сих пор и открыт. И когда этот ОН или ОНИ (Нармер – Менес – Аху) были? Многоголосье дает вилку в тысячу лет или около того (от 4000 до 3000 г.г. до н.э.). Не многовато ли? И верно ли вообще?

Что же мы все-таки имеем от Додинастического Времени? Несколько странных захоронений, сомнительные для многих историков утверждения жреца Манефона, жившего в Птолемеевский период (IV – III век до н.э.), еще цифирь древнего манускрипта, который называется «Туринский королевский папирус», да доныне неразгаданные до конца астрономические потолки, календари и Зодиаки, разбросанные по развалинам храмов и захоронений.

В Древности египтяне называли свою страну Та-Кемь (или Та-Кемет), а не греческим именем «Египет». В переводе с египетского «Та-Кемь» означает «Земля Черная». И такое название прекрасно соответствует узкой полосе вдоль течения главной жизненной артерии страны – реки Нил. Нил широко разливался раз в год. Он нес огромные запасы ила и, когда наводнение заканчивалось, откладывал их по берегам. Вдоль берегов земля была плодородной и кормила всю страну. А остальная часть Египта представляла собой в основном безжизненную пустыню из песка и камня. И называлась она «Землей Красной».

Нил – одна из самых больших и длинных рек в мире. Он течет с юга на север и, образуя разветвленную дельту, впадает в Средиземное море. Та часть Египта, которая находится севернее Гизы, называлась Нижним Египтом, а та, что находилась южнее, – Верхним (в Древнем Египте на картах север изображался внизу, а юг – вверху; отсюда и названия).

На рис 1.1 представлена фотография Египта из космоса (Google). На ней для ориентировки обозначены Гиза, Дендера и Луксор. Есть и указания широты и долготы. Нил напоминает темный стебель с цветком лотоса наверху (цветок – Дельта Нила на севере). Около 26-го градуса северной широты Нил делает петлю: поворачивает на восток, потом на север, затем на запад, а дальше уже течет на север до самого Средиземного моря. Вот в этой-то излучине, очень напоминающей наши Жигули, на левом берегу находится одно из самых священных мест в Древнем Египте – Дендерский храм, посвященный богине Хатор (или Хатхор в другой транскрипции). Когда-то это священное место называлось Иун–Та–Нечет (или Иунет–Та–Нечерет), что в переводе означает «Священная Земля Богини». Греки деревню вблизи храма назвали Тентирой, а Тентира, в конце концов, стала Дендерой. Потому и современное название древнего комплекса – Дендерский храм.

Рис. 1.1. Так выглядит Египет и река Нил из космоса (GoogleEarth)

1.1. Дендерский храм

Когда-то в очень далекие времена на западном берегу Нила (Верхний Египет) в Дендере был построен храмовый комплекс, ставший главным культовым местом богини Хатор (или Хатхор, что означает «Дом Гора» или «Небо»).

Египтологи дружно относят храм ко времени Птолемеев, точнее даже – ко времени Клеопатры VII (Птолемеи – эллинистическая династия фараонов, которую основал Александр Македонский, посадив на египетский престол своего военачальника, а Клеопатра VII – последняя из Птолемеев, 69-30 г.г. до н.э.). Следует отметить, что Птолемеи были для Египта того времени вполне толерантными царями: они приняли религию, культуру и язык египтян. Конечно, определенный оттенок греки внесли и в культуру, и в позднюю архитектуру, и в искусство, даже поменяли на греческий лад большую часть названий и имен, в том числе и исторических (так Иун–Та–Нечет стала сначала Тентирой, а потом уже Дендерой, фараон Хуфу – Хеопсом, Хафра – Хефреном, Менкаура – Микерином, бог мудрости Джехути – Тотом и Гермесом Трисмегистом и т.д.).

Но при Птолемеях Дендерский храм не строился, а восстанавливался и реставрировался в строгом соответствии с древним проектом, уходящим ко времени Шемсу-Гор (последователей или преемников царя Гора – последнего представителя Божественных династий). Об этом говорится в «Надписях строителей», изображенных на сохранившейся древней кладке стены храма, и в документе, найденном в кладке стены (ниже уровня земли), и в более позднем папирусе. О времени Шемсу-Гор египтология даже говорить не желает, относя его к мифологии. Точно так же египтологи относят и строительство храма Гора в Эдфу к периоду Птолемеев, несмотря на то, что там тоже есть аналогичные дендерским «Надписи строителей».

Но главное – документ, начертанный на шкуре животного (газели?), найденный в кирпичной кладке южной стены Дендерского храма. На шкурах писали только в очень древние времена. Они сохранялись значительно дольше папирусов. К тому же, папирус во время составления проекта храма мог еще и не использоваться в качестве материала для записей. Вот что об этом говорится в египетском тексте о восстановлении храма:

Царь Тутмос приказал возвести это здание в память матери своей – богини Хатор, Госпожи Ан, Глазу Ра (Солнца), Божественной Царице Всех Богов. Найден был Великий План в городе Ан, древнего начертания, на кожаном свитке, во время Преемников Гора (Ан – одно из названий столицы 6-го нома – территории, в которой был храмовый комплекс). Найден он был внутри кирпичной стены южной стороны храма в царствование царя Пепи». Тот факт, что сей документ начертан на кожаном свитке, говорит о его древности, так как позже пользовались уже папирусом (http://www.liveinternet.ru/users/hatorira/post378612098/[3]).

А вот еще другой текст, уточняющий историю храма:

Храмовый комплекс Хатхор, известный еще с III тысячелетия до н.э., несколько раз перестраивался. Еще в 23 в. до н.э. фараон VI династии Пепи I расширил древнее святилище богини, в память о чем носил титул «Возлюбленный Хатхор из Дендеры»; судя по сохранившимся текстам, благодарное жречество помнило об этом деянии царя даже на рубеже нашей эры – то есть, как ни сложно это себе представить, две тысячи триста лет спустя. Каменные блоки с именами великих царей Среднего и Нового царства – Аменемхета III и Тутмоса III были положены в основание здания, воздвигнутого в I тысячелетии до н.э. при наследниках Александра Великого, Птолемеях, и их преемниках – римских императорах. Вновь возведенный храм действовал на протяжении пяти веков. К счастью, время пощадило Дендеру: …«обитель богини» избежала разрушения – судьбы многих святилищ древности (http://venividi.ru/node/5474[4]).

На рис. 1.2 показан вид Дендерского храмового комплекса из космоса (GoogleEarth), а на рис. 1.3 – его план с указанием названий сооружений (по работе CamilloTrevisan. «LA RAPPRESENTATIONEDELLE COSTELLATIONI NELLOZODIACO CIRCOLARE DIDENDERA». [5]).

Собственно, дальше в данной работе мы будем рассматривать только то, что связано непосредственно с темой. Остальное кратко приводится для более полного представления у неискушенного читателя о том, что есть что, и кто есть кто.

Рис. 1.2. Вид храмового комплекса сверху ( Google Earth)

Рис. 1.3. План храмового комплекса в Дендере (рисунок адаптирован)

Обратили внимание на ориентацию главного храма? Хочу подчеркнуть одну очень важную деталь: ориентация храма по сторонам света имеет принципиальное значение! Это, впрочем, характерно для всех без исключения древних сооружений, как Египта, так и других древних цивилизаций, будь то Азия, Океания, Америка или Европа. Ось главного храма в Дендере повернута от направления север-юг в сторону востока на 18,5°. В египетских памятниках нет ничего случайного. Любая деталь таит в себе глубокий научный смысл. Чаще всего делаются попытки объяснить подобные моменты ориентацией на конкретные звезды в определенный момент или даже изменением положения полюсов Земли. В данном случае, по-моему, до тех пор, пока этот вопрос сомнителен, не следует искать привязку ни к тому, ни к другому. Важно, что этот угол, как будет подробно показано далее, – один из важнейших моментов шифровки информации, закодированной не только в обоих Зодиаках, но и в самом храме.

Итак, теперь о Дендерском храмовом комплексе и о Главном храме. Храмовая территория имеет примерно прямоугольную форму 280х290 метров и ограничена кирпичной стеной. Главный вход на территорию находится на северо-северо-востоке (есть еще один вход в юго-восточной части стены). Ось, проведенная через главный вход, продолжается как ось самого храма и повернута на 18,5° градусов к востоку от северного направления.

Если, войдя в ворота, идти по дороге, то подходишь прямо к фасаду храма. На рис. 1.4 приведена фотография фасада Дендерского храма.

Рис. 1.4. Дендерский храм,

http://www.stylish-holidays.com/images/excursions/luxor/dendara_cruise/temple%20of%20Dendara.jpg [6]

А теперь представьте, что изображения на фасаде восстановлены, как это изображено на иллюстрации, приведенной в работе GillesNéret «DESCRIPTIONOFEGYPT» [7], а здесь – на рис. 1.5. К сожалению, целиком картины фасада в цветном варианте мне найти не удалось, но общее впечатление Вы можете составить по тому, как выглядит колонна на том же рисунке справа (источник тот же). Такими были каждая из шести хаторических колонн, стоящих по три с каждой стороны от входа в храм (кстати, высота этих колонн составляет около 18 метров!). К счастью, внутренние помещения храма в значительной степени сохранили красоту своей росписи.

Рис. 1.5. Реконструкция росписи фасада храма

Храм очень большой. Его длина составляет почти 80, а ширина фасада – 46 метров. За фасадом находится первый колонный зал храма (именуемый в египтологии пронаос, иногда – первый или внешний гипостиль) с 18-ю хаторическими колоннами (наверху каждую из них венчают четыре головы Хатор, отсюда и название). Этот зал освещается только за счет входного проема и проемов между верхними частями наружной стены и колонн. Внутренние размеры первого колонного зала просто потрясают: площадь – 36,5х17 метров, высота – более 16 метров. Диаметр колонн – 2,9 метра.

И при таких размерах весь потолок, стены, колонны, даже потолочные балки, в которые упираются колонны, расписаны так, что нет ни одного сантиметра незаполненной площади! Чтобы Вы могли оценить все это, взгляните на снимки колонн и потолка внешнего гипостильного зала (рис. 1.6).

Слева Вы видите на фотографии В. Смолкина несколько колонн пронаоса [8] (http://victorsolkin.livejournal.com/78933.html). Обратите внимание: внизу около колонны у самого входа сидит человек. Справа представлена фотография участка потолка [9] (https://samopoznanie.ru/avatars/objects/3-136420_2_6.jpg?2f55b04cca8b13a70095ad0e4cb34959).

Оценили масштабы и красоту? К внешнему гипостилю мы вернемся в дальнейшем, т.к. именно там, на потолке, вдоль восточной и западной стен находятся две полосы ЛДЗ.

 

Рис. 1.6. Фотографии фрагментов пронаоса (внешнего гипостиля)

Рис. 1.7. План Главного храма Хатор

А теперь посмотрим на план Главного храма (рис. 1.7). Сам план заимствован из книги Розмари Кларк «СВЯЩЕННЫЕ ТРАДИЦИИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА» [10].

Я намеренно план храма и пояснения к нему совместила на одном рисунке, чтобы не уделять большого внимания не касающимся нас вопросам. План и письменные пояснения на нем говорят сами за себя. Пояснения в тексте будут самыми общими.

В данном опусе мы будем рассматривать только два Дендерских Зодиака – круглый и линейный. Но в книге Г. Бругша «ВСЕ О ЕГИПТЕ» [11] упоминается еще один Зодиак, который находится в комнате под названием «Серебряная» (на плане главного храма эта комната расположена в Зале Божественного цикла и обозначена буквой «С»). Нигде больше информации о третьем Зодиаке мне найти не удалось.

Главный вход в храм на плане расположен снизу (с северо-северо-востока). Вы сразу же попадаете во внешний гипостиль (пронаос), в котором установлены восемнадцать огромных колонн. На потолке находятся изображения полос, назначение которых на рис. 1.7 написано внизу справа. Кроме двух полос, обозначенных буквой А, перевод соответствует тексту, приведенному в книге Р. Кларк. Я позволила себе изменить смысл надписей полос А, т.к. они представляют собой две полосы ЛДЗ (восточную и западную), которыми вплотную мы с Вами будем заниматься во второй части этой книги. Общий вид колоннады пронаоса и потолка приведены ранее на рис. 1.6.

Пройдя первый зал, вы попадаете во второй зал с колоннами (тоже называемый гипостилем). В нем 6 колонн, высота зала 11, длина – 14 метров. Вдоль стен по обе стороны храма и в торце – на южной стороне находятся небольшие помещения в основном служебного назначения (для подношений, для переодевания, для хранения культовых предметов и т.д.).

Главная часть храма – Святая Святых или Великий Престол – находится в южной стороне здания. Там в центре была установлена Священная Ладья, в которую во время больших религиозных церемоний помещалась статуя богини и транспортировалась к месту назначения. Но сейчас в этом помещении Священной Ладьи нет. На рис. 1.8 приводится фотография точно такой же Священной Ладьи, установленной в Эдфу в храме Гора Старшего – божественного супруга Хатор.

 

Рис. 1.8. Священная ладья, (снимок В. Вахрушевой)

Вдоль восточной стены на крышу храма ведет лестница длиной 40 метров, шириной около 1 метра. Туда же ведет еще одна лестница – винтовая, расположенная у западной стены храма.

1.1.1. Крипты

Вдоль восточной, южной и западной стен на рис. 1.7 черным цветом показано место расположения подземных крипт. С криптами все очень непросто. Во-первых, они находятся внутри стен (!) – и это самая древняя кладка, сохранившаяся от первого здания храма. Во-вторых, представьте себе, что толщина стен, уходящих на три этажа под землю, составляет 7,5 метра при ширине собственно крипт внутри этих стен – примерно 1 метр! В-третьих, именно там было найдено несколько очень важных изображений явно технических устройств. Египтологи в один голос утверждают, что это были помещения для хранения религиозных атрибутов. Всего метровая ширина этих «помещений для хранения религиозных атрибутов» предельно неудобна; вход с нулевого уровня (с поверхности земли) очень узкий (известный всему миру исследователь Эрих фон Деникен назвал его «собачьей дырой»); все стены испещрены текстами и изображениями… И все это склады?! Как там можно что-то складировать на 3-х этажах и при необходимости еще и доставать оттуда? А здравый смысл где? Несмотря на то, что это не тема данной книги, не могу обойти стороной следующую информацию.

Через проход на уровне второго подземного этажа можно попасть в коридор, который имеет ширину около 1,1 м и длину – 4,6 м при высоте немного более 2 м. На стенах коридора по всей его длине выбиты барельефные изображения, напоминающие различные техногенные устройства. На рис. 1.9 приведены планы подземных крипт, заимствованные из диссертации Вольфганга Вайткуса (WaitkusWolfgang. DIE TEXTE IN DEN UNTEREN KRYPTEN DES HATHORTEMPELS VON DENDERA. [12])

Рис. 1.9. Подземные крипты Дендерского храма

То, о чем дальше пойдет разговор, изображено на стенах крипты №2 (обведена красным прямоугольником), находящейся на 2-м подземном этаже в толще южной стены. На барельефах явно показаны особые устройства, два из которых расположены рядом навстречу друг другу (1), а третье, похожее на двух первых (2), находится на противоположной стене (рис. 1.10).

Они напоминают электрические лампы накаливания в виде вытянутых конических прозрачных колб со змеями (спирали накаливания?) внутри и с металлическим цоколем. Во всяком случае, точно воссоздав одно из таких устройств, австрийский инженер-электрик Вальтер Гарн получил в нем свечение при подсоединении к простейшей батарейке, выполненной по образцу найденных на Ближнем Востоке древнейших керамических сосудов с медными и железными электродами (3).

 

Рис. 1.10. Изображения на стене крипты (1, 2) и их реальное воплощение (3),

1 – http://www.elixirofknowledge.com/2014/08/[13],

2 – http://farm9.staticflickr.com/8466/8366444803_7be232caf4_o.jpg[14],

3 – https://zhitanska.com/sites/default/files/images/stories/ZHVV/Dendera/lampa.jpg[15]

Есть предположение, что эти устройства работали не на электричестве, а на плазме или даже эфире. Отмечается одна интересная деталь: змеи,находящиеся внутри колб и, возможно, выполняющие функции спиралей, отличаются друг от друга числом волн – на первой три полных волны, на второй – четыре, на третьей – пять. Это вполне могли быть схемы осветительных устройств. Стоит отметить еще две тоже немаловажные детали: 1 – колбы прозрачны, значит, технология работы со стеклом стояла на высоком уровне; 2 – на каком бы принципе ни работали эти устройства, внутри колбы должен быть либо вакуум, либо инертный газ, иначе змея-спираль сгорит сразу. Официальная египтология пытается уходить от объяснений, почему в египетских храмах, захоронениях, подземных сооружениях и т.д., находящихся очень часто на глубине нескольких этажей под землей и имеющих многочисленные спуски, коридоры, тоннели (иногда криволинейные), нигде нет ни малейшего намека на копоть от осветительных факелов. О сложности настенных изображений говорить не приходится, а это значит, что освещение там было прекрасное. Любые разговоры о металлических зеркалах, с помощью которых дневной свет якобы передавался в эти помещения, несостоятельны: коэффициент отражения металлических зеркал таков, что после третьего, ну, в крайнем случае, четвертого зеркала освещенность практически совсем падает, а ведь есть еще и криволинейные коридоры, там как? О назначении подземных крипт и упомянутого коридора в древнейшей части фундамента храма Хатор судить трудно. Во всяком случае, предположение ученых археологов и египтологов о том, что это могло быть складское помещение, библиотека, архив и прочее, кажется не слишком убедительным по нескольким причинам и, прежде всего, из-за узости и неудобства входа в него, а также из-за оформления стен. Этот коридор, сейчас, по крайней мере, представляет собой тупик. Позволительно ли предположить, что его торцевая стена сооружена позднее и просто перекрывает проход к другим помещениям?

Тот, кто внимательно изучал литературу по Египту или проводил собственные исследования, не мог не обратить внимания на то, что, рассматривая древние египетские артефакты, какую-то часть научной информации мы все-таки можем восстановить, но технологии, оборудование и инструментарий от нас закрыты начисто. Будем надеяться, что пока. Судя по отрывочной информации по криптам, там вполне могут быть представлены инженерные решения технических проблем, например, освещения помещений. К великому сожалению, никто не может прочесть иероглифических текстов, начертанных на стенах крипт. Переводы, конечно, существуют, даже диссертации по переводам текстов крипт защищаются, но все они по большому счету бессмысленны, т.к. современные египтологи подходят к переводу по методу Шампольона, т.е. через буквы и коптский язык. Существует даже такая точка зрения, что древние египтяне исторического периода, найдя какие-то устройства от предшествующей и очень высокоразвитой цивилизации, изобразили их и описали, как могли, не понимая ни устройства, ни назначения. Прямо, как дикари в Полинезии, построившие «чучела» американских самолетов из соломы и сидящие около них в ожидании «когда же прилетят боги»! И это те, кто, по мнению тех же мудрецов-египтологов, построил Великую пирамиду, не изобретя еще колеса?! Полноте!

А в Дендерском храме почти все тексты очень-очень древние. Древняя иероглифика имела только символический, причем, многоуровневый смысл. Каждый древний иероглиф – понятие, а не буква, и требует для перевода идеографического подхода. Но и это еще не все. Идеограмма несет в себе сакральный смысл, понятный только посвященным определенного уровня. А вот с таких позиций к анализу текстов крипт пока никто даже не прикасался.

Если предположить, что уровни в самом здании храма Хатор имеют еще и скрытое символическое значение, то выстраивается довольно убедительная картина. О нижнем уровне – подземном – мы можем судить только по криптам, да и то информация очень скудная. Мы даже не знаем, есть ли под зданием храма еще что-нибудь, а такое вполне может быть. Ведь имеет же, например, вся Гиза под пирамидами и Великим Сфинксом множество помещений и проходов. Этого уже даже Захи Хавас (бывший самый главный начальник по древностям в Египте) не скрывает. А главные сооружения Гизы и первичный Дендерский храм вполне могут относиться к одному и тому же доисторическому периоду. Таким образом, вырисовывается мысль, что подземный уровень самый тайный. Там скрыто все, что может максимально навредить духовно неподготовленному человечеству: технологии, оборудование и инструментарий.

Расположенная выше наземная часть храма предназначается как для широких масс, принимающих участие в определенных культовых мероприятиях и удовлетворяющихся этим, так и для тайных сакральных мистерий и обучений, проводимых посвященными для посвященных и посвящаемых. На этом уровне наука уже везде. И каждый черпает свое: «Tantumpossimus, quantumscimus» (можем столько – сколько знаем). К сожалению, в этом смысле мы пока можем очень мало.

А крыша – самый высший уровень сооружения.

1.1.2. Крыша

И она очень не проста! Вот где от нас сокрыто множество сюрпризов! Мы даже не можем толком объяснить предназначения такой невероятной конструкции самой крыши. Перед Вами панорамная фотография, сделанная из юго-восточного угла крыши (рис. 1.11).

Рис. 1.11. Вид крыши с юго-восточного угла [16],

http://chronologia.org/egypt/images/dendtra-roof_t.jpg

Прежде всего, бросается в глаза возвышение, находящееся в центре крыши и идущее вдоль оси здания. Оно сложено из несколько слоев очень больших блоков известняка – от 10 тонн и более. А их еще поднять нужно было на высоту примерно 4-5-и этажного современного здания и уложить определенным образом! И размеры возвышения отнюдь не маленькие. Взгляните на линейку на плане (рис. 1.12). Размер возвышения примерно 45х17 метров. Да плюс еще блоки самого потолка храма! Можете себе представить, какие должны быть перекрытия, чтобы все это выдержать? И механизмы для подъема таких тяжестей, если для этого действительно использовались механизмы, а не какая-то неизвестная нам технология? Возникает сразу вполне логичный вопрос: а зачем понадобилось прикладывать столько усилий для того, чтобы построить такого рода сооружение на крыше? На рис. 1.12 показан план крыши Дендерского храма. План заимствован из книги S. Cauville. «LE ZODIAQUE D’ OSIRIS» (С. Ковиль «ЗОДИАК ОСИРИСА») [24], надписи переведены.

Рис. 1.12. План крыши храма

Существует одно весьма сомнительное объяснение, порожденное египтологией: возвышение использовалось для астрономических наблюдений. Два жреца-астронома садились в определенные точки крыши (специально отмеченные) спинами друг к другу. Один смотрел на восток, второй – на запад. Один фиксировал на востоке время подъема звезд над горизонтом, а другой на западе – время их захода за горизонт. Так определялось время и, исходя из этих наблюдений, рассчитывались календари. И что, для этого необходимо сооружать такой мощный «постамент» для жрецов? Это первый нонсенс. Есть и еще. Посмотрите на фотографию. Вдоль краев крыши идут довольно высокие борта, сложенные тоже из каменных блоков. Если даже жрецы и усядутся на «постаменте», никакого горизонта ни на востоке, ни на западе они не увидят. Тем более на севере, где им в значительной степени закроет небо высокая северная часть храма – верх первого колонного зала. Кроме того: храм не ориентирован строго по странам света. Его ось отклонена на 18,5° от северного направления на восток. Нужно еще посадить этих бедолаг-жрецов так, чтобы они сидели под углом к оси здания. Не слишком ли много несуразностей?

Встречается в литературе и еще одна версия целевого назначения сооружения на крыше: «постамент» служил для посадки и взлета летающих устройств, в том числе и космических. А почему это надо было делать с крыши храма, а не просто с земли, пусть даже с таких мощных платформ, как, например, в Баальбеке? Но это обсуждать мы не будем.

На крыше, в ее юго-западном углу, находится небольшое сооружение – так называемый «Киоск Крылатого Диска» (рис. 1.13).

Рис. 1.13. Киоск Крылатого Диска, фото Н.В. Шухаевой

Киоск расположен в юго-западном углу крыши. Почему, во-первых, египтологи назвали его «Киоском»? Потому что небольшого размера? Почему, во-вторых, «Крылатого Диска»? Потому что над входом изображение Крылатого Диска? Но изображения Крылатого Диска есть везде, в том числе и по карнизу крыши (и части стен самого храма). При входе в храм, на потолке в проходе через внешний гипостиль мы видим целый ряд Крылатых Дисков поочередно с богиней-коршуном Нехбет, тоже с распростертыми крыльями (ряд D на рис. 1.7). В-третьих, в египтологии принято считать, что этот «Киоск» предназначался для статуи Хатор, которую устанавливают там во время особо важных ритуальных мистерий, проводимых на крыше. Крылатый Диск – это Гор Старший, божественный супруг Хатор. А Киоск получается тогда домом (вернее, домиком) Гора Старшего? Но почему в него ставят статую Хатор, а не Гора? Кстати, иероглиф с именем Хатор представляет собой прямоугольник (дом), в котором сидит Сокол (Гор). Так чей дом этот самый «Киоск» и кто в нем сидит? А вот тут мне придется сделать небольшое отступление и немного познакомить Вас с мифологией и иконографией главной персоны данного опуса и ее супруга. Конечно, речь идет о Хатор (Хатхор) и Горе Старшем или Бехдетском, иногда его же называют еще Эдфуским.

1.2. Небольшой экскурс в мифологию

Прежде, чем начать свое обращение к мифологии Древнего Египта, считаю необходимым предупредить, что ее нельзя рассматривать как эпос, сказку, собрание мифов. Ее великая философская ценность заключается в том, что каждый из египетских богов является воплощением Божественных Принципов, и в соответствии с ними выполняет свои функции на Земле. И все это – действительная история Древнего Египта периода Божественных Династий.

Хатор

Иероглифически имя богини ─ «Обитель Гора» ─ пишется следующим образом:(два варианта) и представляет ее как великую предвечную богиню бескрайнего неба, в котором парит Священный Сокол. Связь Хатор с небом подчеркивается обилием астрономических изображений в ее храме. Восемнадцать колонн пронаоса символизируют собой не только систры, но и предвечные «опоры небес».

В древнейшее время Хатор почиталась как богиня-мать, прародительница Мироздания, как небесная корова (Млечный Путь представлялся египтянам ее молоком), как богиня плодородия, материнства, ночного неба и звезд, сторон света (прежде всего, «прекрасного запада»), покровительница фараонов. С возвышением культа Ра (Солнца) Хатор стала считаться его дочерью, его Правым Оком (Уаджет), и порой отождествлялась с двумя другими богинями – дочерями Ра – Сехмет и Тефнут, имеющих образ львиц. Позднее Хатор стала почитаться также как богиня радости, женственности, красоты, покровительница музыки, танцев. Поэтому и ее иконография чрезвычайно разнообразна. Супругом Хатор был Гор Старший (Бехдетский, он же Эдфуский), а их сыном – Гор-Сематауи (Ихи, Айхи, Харсомтус) – бог музыки. Несколько вариантов изображений богини Хатор представлены на рис. 1.14.

В Египте, мало того, что было многобожье, многие боги еще имели несколько различных изображений и, кроме того, могли выступать в ипостасях друг друга. Когда Хатор выступала в ипостаси богинь Сехмет или Тефнут, она представала в образе львицы.

Рис. 1.14. Изображения богини Хатор,

1 – http://s020.radikal.ru/i716/1401/58/f87f28976853.jpg[17],

2 – http://isida.ru/wp-content/uploads/2012/04/HathorCow.jpg [18],

3 – http://www.saqqara.nl/img/Cont_Glossary/_500/Hathor.jpg [19]

Для примера на рис. 1.14 приведены два изображения Богини Хатор: антропоморфное в короне из коровьих рогов с Солнцем между ними (1) и в виде коровы в зарослях тростника (2), кстати, на том же рисунке справа мы видим иероглифы имени богини. Часто она изображалась и с женским удивительно красивым лицом, но с коровьими ушами. Чтобы дополнительно составить впечатление о таком образе, на 3-м в ряду рисунке показана верхняя часть так называемой хаторической колонны.

Гор Старший (Бехдетский или Эдфуский)

Гор Старший – божественный супруг богини Хатор. Как Дендера – главный центр поклонения Хатор, так Эдфу – центр поклонения Гору Старшему.

Иконография Гора Старшего тоже достаточно сложна. Иногда он просто Сокол, иногда – антропоморфная фигура с головой сокола и в двойной короне Верхнего и Нижнего Египта, а иногда – в виде Крылатого Диска (рис. 1.15).

На рис. 1.15 показано, как изображается Гор Старший: статуя перед храмом в Эдфу (1); человек с головой сокола в коронах фараонов Египта (2). Но с головой сокола изображались и некоторые другие боги, например, тот же Ра, а также бог покровитель Мемфисского некрополя и мертвых Сокар (в виде мумии и головой сокола). А вот в виде Крылатого Диска – главного воина и защитника Ра – изображался только Гор Старший (3).

Третий рисунок требует некоторого пояснения. Гор – Крылатый Диск с двумя уреями и двумя символами жизни (анкхами). Он парит над ладьей с богинями, как бы защищая их. Над ним большой горизонтальной скобкой изображен знак Неба – символ богини Нут. Это означает, что Гор – Крылатый Диск парит в Небе. В центре ладьи на троне восседает богиня Мут – жена бога-творца Амона-Ра, перед нею стоят богиня истины и гармонии Маат – жена Джехути (с пером на голове) и богиня Хатор (в короне с рогами, между которыми находится Солнце). За спиной Мут стоят богиня Исида (жена Осириса), а за нею – ее сестра Нефтида (жена Сета).

 

Рис. 1.15. Гор Старший (Бехдетский, Эдфусский),

1 – http://toseeunvisible.narod.ru [20],

2 http://egipet.uz/page/5 [21],

3 http://worldyachting.ya.ru/replies.xml?item_no=157 [22]

Гор Старший – солярное божество – был главной военной силой бога Ра. Он – покровитель города Бехдет в северо-восточной Дельте, а также города Эджбо (современное название – Эдфу). Отсюда за Гором укрепилось название Бехдетский, реже встречается Эдфуский. Но это один и тот же Гор. Во всех самых опасных конфликтных ситуациях именно его Ра посылал сражаться с врагами. И Гор неизменно побеждал. За что и был пожалован символикой Крылатого Золотого Диска.

Хочу дать некоторые пояснения для необремененных египтологией читателей. Из-за того, что в Египте был еще один Гор – Младший, сын Осириса и Исиды, их часто либо путают, либо объединяют искусственно. Происхождение и функции у них совершенно разные, но есть общее в иконографии: изображение в виде антропоморфной фигуры с головой сокола или в виде сокола (реже). В один из периодов египетской истории – так называемого Золотого Века («Теп-Зепи» – переводится дословно как «Первое Время»), когда страной правили боги, Осирис был царем, но Сет, брат Осириса, убил его, а Гор Младший выступил мстителем за своего отца, сражался с Сетом и после победы над ним стал последним царем Божественных Династий. В Древнем Египте Горов разделяли, а в более поздний период их функции часто совмещались. Современные толкователи египетской истории Старшего и Младшего Горов тоже довольно часто смешивают, что совершенно неправильно. В данном разделе книги мы имеем дело именно с Гором Старшим.

Хотелось бы отметить еще один очень важный момент, тем более что дальше будет описываться мистерия Божественной Свадьбы. Хатор – великая египетская богиня, дочь самого Ра, его правое огненное Око. Оно олицетворяет могущество и власть, охраняет справедливость и закон, убивает лучами всех врагов миропорядка, символизирует очень мощную защиту, всеведение, способность к интуитивному видению. На рис. 1.16 изображен правый глаз бога Ра да еще с тройной защитой: слева – богиня-коршун Нехбет (покровительница Верхнего Египта), справа – богиня-кобра Уаджет, внизу – Гор Старший в виде Крылатого Диска.

 

Рис. 1.16. Правое Око Ра,

http://www.sunhome.ru/wallpapers/5895 [23]

Уаджет – богиня-кобра, покровительница Нижнего Египта изображалась также в виде кобры-урея, который помещался на коронах фараонов и охранял закон и справедливость, а также своими лучами убивал врагов.

Божественная Свадьба

Самая главная мистерия, связывающая Гора и Хатор, проведение которой сопровождалось мистическими театрализованными представлениями с участием царской семьи и высшего жречества, – это так называемая «Божественная Свадьба». Торжество начиналось в храме Хатор, затем статуя Хатор и ее атрибутика помещались в праздничную ладью и направлялись вверх по Нилу в храм Гора Старшего в Эдфу. Ладью Хатор сопровождал караван судов с царской семьей и высшим жречеством. По пути весь кортеж делал остановку в Карнаке, и в Карнакском храме тоже проводились театрализованные мистерии. После этого кортеж снова поднимался вверх по Нилу до Эдфу, где прибывших ожидала торжественная встреча и совершалась главная мистерия – Божественная Свадьба. Фараон играл роль Гора Старшего, его жена-царица – роль Хатор, а остальные члены царской семьи и свита – все другие роли. Жрецы были режиссерами-постановщиками. В определенной степени эту мистерию можно сравнить с даосским символом инь – ян и тантрическими культами слияния женского и мужского начала. У супругов-богов был сын –Гор-Сематауи (Ихи, Айхи, Харсомтус) – бог музыки. Он изображался в виде мальчика с «локоном юности» и с систром в руке (небольшим ударным музыкальным инструментом с колокольчиками или тарелочками внутри) – сакральным атрибутом Хатхор.

Необходимо отметить, что мифология Древнего Египта весьма существенно зависела и от исторического периода, и от тех мест, где она возникла (например, фиванская, гелиопольская, мемфисская и т.д.), кроме того, она могла несколько видоизменяться, когда распространялась на другие территории. Поэтому не удивляйтесь, если встретите в литературе некоторые расхождения. По поводу нашей божественной пары Вы можете прочесть и о том, что у Хатор и Гора Старшего было два сына – одного из них называли Гором-Сематауи (или Шематауи), который и стал Крылатым Диском, а другой, ставший богом музыки, получил имя Ихи (Айхи, Харсомтус). Существуют разные варианты. Кстати, транскрипция практически всех мифологических и исторических имен собственных тоже отличается в различных источниках. Язык древних египтян мертв, при буквенном значении иероглифов (не идеографическом!) он не имеет гласных, поэтому толком никто не знает, как произносились те или иные слова. Условились вместо отсутствующих гласных вставлять «е», но и это правило далеко не всегда соблюдается. Даже бог Солнца у немцев, например, пишется и звучит Ре, а у нас – Ра. С согласными тоже встречается путаница. Например, Хатор – Хатхор, Гор – Хор, Техути – Джехути, Сематауи – Шематауи и т.д.

Крыша (продолжение)

Лирики достаточно, теперь вернемся снова на крышу. Самой высокой частью храма является внешний гипостиль (пронаос). Его южную стену мы и видим на рис. 1.10. По обе стороны от возвышения, примыкая к высокой задней стене внешнего гипостиля, находятся небольшие и невысокие помещения, почему-то в египтологии называющиеся капеллами или часовнями. И не просто капеллами, а капеллами Осириса. Вероятно, название вызвано ассоциациями с небольшими пристройками или постройками вблизи христианских храмов. Поскольку название устоявшееся, нам тоже придется пользоваться одним из этих терминов (капеллы). Капеллами Осириса они названы в связи с тем, что большинство изображений в них посвящено различным мистериальным эпизодам из его жизни, смерти и возрождения, когда в Золотое время («Теп-Зепи») он был богом-царем и правил Египтом. Входы в капеллы находятся с южной стороны по обе стороны от возвышения. Первая из капелл каждой группы имеет слева входной проем и не имеет крыши. Капеллы 2 и 3 крыши имеют. Во 2-ю капеллу попадаешь из 1-й через входной проем (в центре). На той же стене, что и вход, есть еще два оконных проема. И это единственное, что освещает вторые капеллы.

Есть даже отдельные предположения о том, что именно в капеллах проводился обряд под названием «Посвящение Осириса». Не будем спорить с египтологами по данному поводу и делать анализ всех изображений западных и восточных капелл. Это, безусловно, помещения, предназначенные для посвящения. Но вот только ли для «посвящения Осириса» – большой вопрос. Далее будет объяснено, почему возник такой «вопрос» и высказано мое собственное мнение, но не в порядке спора, а в порядке предположения.

На рис. 1.17 в увеличенном виде приводится фрагмент плана крыши с капеллами Осириса (полностью план приведен на рис. 1.11). В восточной капелле 2 мною указано место расположения на потолке круглого Дендерского Зодиака.

Рис. 1.17. План капелл на крыше храма (слева) и вход в восточные капеллы (справа – фото Н.В. Шухаевой)

С каждой стороны крыши мы имеем группу, состоящую из трех капелл. Между ними – центральная часть (возвышение). Между собой восточные и западные капеллы не соединяются.

Капеллы 2 и 3 имеют изображения на стенах и потолках. Но, в отличие от главных помещений храма и к величайшему сожалению, барельефы во всех капеллах до сих пор не отреставрированы, не очищены от векового налета и выглядят очень темными и нечеткими. Поэтому нам придется довольствоваться рисованными изображениями. К счастью, подлинник КДЗ, находящийся в Лувре, сохраняет первозданный вид, если не считать вертикального шрама, нанесенного во время безобразно организованного отдирания (да простится мне это слово, иначе и не назовешь) этого шедевра древнего искусства от потолка капеллы. На потолке капеллы сейчас посетители видят копию КДЗ, изготовленную в соответствии и договором о его покупке Францией. Вот что изображено на потолке восточной капеллы 2 (рис. 1.18):

Рис. 1.18. Зарисовка потолка восточной капеллы 2, S. Cauville. «LE ZODIAQUE D’ OSIRIS» [24]

В левой части потолка изображен КДЗ, в центре – летящая богиня неба Нут, крайнее правое изображение – та же Нут, изогнувшись аркой, как бы отделяет собой небо со звездами-символами ночных часов. Север находится со стороны входа (на данном изображении сверху).

Из 2-й капеллы есть вход в 3-ю. Она последняя и имеет квадратное отверстие в потолке. Капеллы небольшие по размеру, причем 2-е и 3-и примерно одинаковы. Габариты капеллы 2 (восток) следующие: высота – 2,7 м, площадь – 6 х 3,5 м.

В связи с основной темой первой части данной работы нас с Вами будет интересовать лишь одна капелла, а именно капелла 2 с восточной стороны, даже не вся капелла, а только ее потолок, еще точнее, только часть потолка, на которой изображены сам Зодиак и вытянутая фигура богини Нут.

На рис. 1.19 показано рисованное изображение левой части потолка 1 ([26]) и фотография подлинника КДЗ (2) по репродукции из художественного альбома «DIE LEBENSWELT DERFLTEN Ä GIPTER. ALTAG, RUNSTUND MUTHEN» [25].

Рис. 1.19. Рисованное изображение левой части потолка восточной капеллы №2

(1 - http://xn--80aaanwajckzclf2ab.xn--p1ai/index.php?newsid=28)

и фотография подлинника КДЗ

На этом позвольте завершить общий раздел знакомства с храмом Хатор и приступить к основному материалу Части 1.

К оглавлению



Эзотерические консультации он-лайн

Комментарии: (0)   Оценка:
Пока комментариев нет

Все права защищены (с) divinecosmos.e-puzzle.ru

Сайт Дэвида Уилкока

Яндекс.Метрика



Powered by Seditio