Символика ЛДЗ

Глава 14. Символика ЛДЗ

Все, что Вы прочли в Части 2 до начала данной главы, – это, как бы, преамбула, введение в тему. Теперь будем тщательно, насколько позволит качество фотографий, разбираться детально. Я чрезвычайно благодарна моим друзьям – Н.В. Шухаевой и В.В. Вахрушевой, сделавшим массу снимков, позволившим мне на компьютере составить мозаику в виде двух полноценных полос ЛДЗ.

[more]

Для идентификации символов я буду пользоваться их изображениями на фотографиях ЛДЗ. Однако для удобства анализа изображений и их расположения в полосах показывать удобнее на рисунках Денона, разворачивая полосы и символы созвездий так, чтобы тело Нут было внизу, а вход в храм – слева (там, где ось здания проходит с отклонением от севера в сторону востока на 18,5°).

Женские одиночные символы со звездой над головой, имеющие рядом с лицом вертикальные столбики с иероглифами, обозначают отдельные так называемые часовые звезды. Их рассматривать я не буду.

14.1. Нут – богиня неба

Сначала начнем с изображения восточной и западной полос (рис. 2.85). Это максимум возможного, из того, что мне удалось сделать, используя сотни непрофессиональных снимков. Беда не только в том, что освещение полос от входа и до их конца (17 метров!) только естественное через проемы в фасаде и, следовательно, меняющееся по всей длине изображения, а в противоположной фасаду части вообще явно недостаточное. Дело еще и в том, что имеются разрушения и разный уровень очистки участков полос от темного налета. Если на восточной полосе разрушения затрагивают в основном платье Нут, и это практически не влияет на расшифровку, то на западной полосе разрушения приходятся на наиболее важные по событиям участки – зоны созвездий Льва и Весов. Что касается очистки, то западная полоса выглядит грязноватой, ее, видимо, не удалось очистить так качественно, как восточную. Причина этого мне неизвестна. Но, к счастью, это касается чисто эстетического впечатления и, в принципе, почти не мешает расшифровке. Символы и даже большая часть столбиков с мелкими иероглифами рядом с ними хорошо читаются (не говоря уже о трех длинных полосках с крупными).

Мне очень жаль, что ЛДЗ невозможно показать здесь во всей красе. Ее (красоту) я постараюсь продемонстрировать Вам фрагментарно в процессе расшифровки. Итак, представьте, что Вы входите в первый колонный зал (с северо-северо-востока), поднимаете голову, рассматриваете потолок на невероятной высоте и у боковых стен видите полосы. Одна из них, слева от Вас – восточная, другая – справа – западная (рис. 2.86). Вход показан стрелкой. Учтите, что длина полос составляет примерно 17 и находятся они на потолке пронаоса на высоте более 16 метров.

Рис. 2.86. Полосы ЛДЗ вдоль восточной и западной стен пронаоса

Богиня Нут почти всегда изображается в виде арки, внутри которой в зависимости от целевого назначения фрески или рисунка выстраивается определенная символика, идентификация которой – вопрос очень серьезный, сложный, во многом неоднозначный. Поэтому многочисленные существующие варианты такого рода изображений, в том числе и в Дендерском храме, мы рассматривать не будем. Остановимся только на том, который относится к ЛДЗ.

Итак, Вы входите в первый колонный зал и слева у самой стены на восточной полосе ЛДЗ видите огромную фигуру богини Нут, обрамляющую плывущие в вечности ладьи небесных божеств и персонифицирующую само небесное пространство.

На восточной полосе Солнце в виде Скарабея поднимается по платью вдоль ног Нут, готовится к рождению. И вот наступает момент: Нут рождает Солнце. Рожденный диск Утреннего Солнца своими девятью лучами освещает эмблему в виде лика Хатхор – символа Дендерского храма, – изображенного в форме сердца (аб или иб по-египетски).

Когда-то в такой момент в исполнении хора жриц Хатор звучал гимн, приведенный в книге В.В. Солкина «ЕГИПЕТ: ВСЕЛЕННАЯ ФАРАОНОВ» [118] (в книге автором принято написание имени богини Хатхор):

Пробудись, пробудись в мире, в мире возрадуйся!

О Хатхор, госпожа Дендеры, от сна в жизнь пробудись!

На заре поднимаются боги, восхваляя ежедневно Пробуждающуюся,

Владычицу, восстающую из вод океана предвечного!

Ибо ты, мир в небесах творящая,

Наполняешь всю землю золотом, вновь рожденная,

В Восточных горах Госпожа воссиявшая,

В утесах Западных покой нашедшая,

В Дендере еженощно спящая…

О, Хатхор, Госпожа Дендеры, Око Ра, неба Владычица,

Над всеми богами властвующая, Великая,

Могучая, в сердце ладьи своей восседающая,

Пробудись в мире! Да будет умиротворенным твое пробуждение!

Госпожа Дендеры, женского сердца Владычица, Прекрасноликая…

Да будет умиротворенным твое пробуждение!

Богиня пробудилась – Время пошло. В южном конце восточной полосы Нут проглатывает Солнце. На восточной стороне у нее глаза открыты, на западной – закрыты. Процесс перехода Солнца с востока на запад показан на рис. 2.87.

Рис. 2.87. Переход Солнца с восточной стороны на западную

Зодиакальные созвездия все так же плывут вдоль тела Нут в направлении от Козерога, Стрельца к Скорпиону и далее до Льва, а Скарабей-Рак уходит со шкалы Времени и начинает ползти вниз по платью Нут – готовится к переходу на восточную сторону (рис. 2.88 справа).

Рис. 2.88. Переход Скарабея-Рака с западной стороны на восточную

Слева Солнце-Скарабей на востоке уже поднимается по платью Нут вверх, а затем рождается. В обоих случаях на рис. 2.88 положение Скарабея-Рака показывают белые окружности.

И последняя, очень существенная деталь, видимая на обоих вышеприведенных рисунках, которую следует подчеркнуть: на каждом изображении Нут на ее платье мы видим по шесть зигзагообразных синих полос. В сумме получается двенадцать. Это, наряду с направлением движения Деканов по шкале Времени, говорит о том, что на ЛДЗ может быть отражен конкретный годовой цикл.

Шкала Времени на обеих полосах – это последовательность символов, плывущих в ладьях Времени в ряду, ближайшем к телу Нут. Как считают египтологи (не пересчитав Деканов!), их 36. А оказалось – 38, плюс один маленький. К чему бы это? Разберемся!

Я хочу еще раз подчеркнуть очень важный момент: в Дендерском храме оба рассматриваемых нами Зодиака имеют разное назначение. В КДЗ, наряду с конкретным циклом БМК, предшествовавшим нынешнему, методом стоп-кадра зафиксирован катаклизм всей Солнечной системы до наших дней. Именно в тот момент установился существующий и сегодня наклон земной оси, а, следовательно, и зодиакальный ряд созвездий. А после этого следовали повторяющиеся циклы БМК. Конечно, они не могут быть абсолютным повторением друг друга. В каждом из них происходят собственные события, не повторяющиеся в других. А есть и события, повторяющиеся регулярно от цикла к циклу со своими собственными периодами. Но в Мироздании, определенно, существуют управляющие факторы, выстраивающие происходящие события в определенной последовательности и ритме так, чтобы они укладывались в главный определяющий цикл, которым для Земли является БМК. Поэтому, как я считаю, проанализировав оба дендерских Зодиака, КДЗ – это суммарный среднестатистический Зодиак многочисленных циклов БМК с акцентом на предпоследний, а ЛДЗ – календарь событий последнего БМК и одного из годичных циклов в него входящих. В дальнейшем я обязательно вернусь к данному вопросу и, надеюсь, смогу в этом убедить уважаемого Читателя, предоставив надежные аргументы, «добытые» при сравнении обоих Зодиаков.

Тщательно изучив символы ЛДЗ, я их систематизировала и сгруппировала по типу: 1 – зодиакальные созвездия, 2 – планеты, 3 – созвездия (кроме зодиакальных), 3 – боги, 4 – мифологическая история. Так и представлено их описание. После этого займемся шкалой Времени.

14.2. Зодиакальные созвездия

На рис. 2.89 приводятся изображения зодиакальных созвездий в той последовательности, в какой они показаны на ЛДЗ.

На рис. 2.90 демонстрируется расположение зодиакальных созвездий на восточной полосе, начиная от входа (слева), на рис. 2.91 – на западной.

Рис. 2.89. Изображение зодиакальных созвездий на ЛДЗ

Рис. 2.90. Зодиакальные созвездия на восточной полосе ЛДЗ

Рис. 2.91. Зодиакальные созвездия на западной полосе ЛДЗ

Первое – самое общее – и, пожалуй, самое главное впечатление сводится к тому, что Скарабей-Рак – единственный зодиакальный знак, оказавшийся вне шкалы Времени и вне ряда Пространства и Событий. И опять-таки Скарабей-Рак! Ситуация в Скарабее-Раке повторяется регулярно в циклах БМК (вспомним КДЗ). Она зафиксирована и на ЛДЗ.

Вторая мысль, тоже относящаяся к зодиакальным созвездиям на ЛДЗ, касается корон на головах символов. Не считая Близнецов, изображающих супружескую пару богов Шу (бог воздуха с пером на голове) и Тефнут (богиню влаги с Солнцем и Уреем на голове) только у двух знаков есть короны – у Водолея и Стрельца, у других – корон нет, как и на КДЗ. Но короны разные: Водолей на КДЗ носит корону Южного Египта Хеджет, а на ЛДЗ – корону бога Нила Хапи. Стрелец на КДЗ имеет сложную церемониальную корону (Хемхемет), а на ЛДЗ – корону Осириса Атеф с двумя страусовыми перьями, означающими мир Жизни и мир Смерти.

На восточной полосе показаны созвездия Льва (частично), Близнецов, Тельца, Овна, Рыб и Водолея. На западной полосе ЛДЗ мы видим созвездия Козерога, Стрельца, Скорпиона, Весов, Девы и Льва (граничные созвездия подчеркнуты). Скарабей-Рак оказывается, можно сказать, в безвременье – с одной шкалы Времени (западной) сполз, до другой (восточной) еще не добрался. Но и без него на западной полосе насчитывается шесть зодиакальных созвездий, а два созвездия – Козерог и Лев оказываются на границе, причем оба захватывают как восточную, так и западную полосы.

Восточная зодиакальная «пятерка» может быть описана так же, как и соответствующие ей созвездия в КДЗ (Часть 1, §2.6), поэтому здесь останавливаться на них я не буду. С западной «шестеркой» следует разбираться тщательно. Все там не так и все не просто.

Надеюсь, Читателя уже не удивляет моя, как может показаться, излишняя скрупулезность и внимание к деталям. У египтян, как и во всем древнем мире, было образное мышление, и любой образ, малейший штрих – все несет свою информацию. Главное для нас – до нее добраться. Если мне самой что-то здесь не удастся расшифровать, то хочу хотя бы обозначить проблему и обратить на это внимание других исследователей. Пусть думают.

Есть еще одно наблюдение, которое, с моей точки зрения, должно иметь большой смысл. У всех зодиакальных созвездий восточной полосы (Скарабея-Рака не считаем) нет рядом и сверху изображений птицы. У всех зодиакальных созвездий западной полосы, кроме Льва, птица есть. Но выглядит она по-разному. Во всех случаях это Соколы, но с различными головами, коронами и окраской (рис. 2.92).

Рис. 2.92. Соколы в зодиакальных созвездиях западной полосы.

Каждой «птичке» я буду уделять внимание, рассматривая сами созвездия. К сожалению, изображения птиц очень мелкие, к тому же на западной полосе зона с созвездием Девы сильно загрязнена, а зона Весов в верхней части справа заметно разрушена, но что имеем – то имеем. Поскольку мы движемся по полосам в направлении часовой стрелки и с восточной полосы на западную перебрались на участке, имеющем отношение к Козерогу, с него и начнем.

Козерог. К этому созвездию я бы отнесла два последних символа, стоящих с самого южного края восточной полосы. Это планета Сатурн (антропоморфный символ с черной бычьей головой) и звезда (женская фигура со звездой над головой). Третий символ по удалению от южного края полосы к Козерогу отношения не имеет, т.к. отображает (по моей идентификации) два созвездия – Лиры и Орла. На западной полосе перед Козерогом и сразу после него мы видим тоже по одной женской фигуре. Это обычные, как их называют египтологи, «часовые» звезды. А вот дальше за Козерогом идет наше созвездие Дракона – египетская беременная бегемотиха Тауэрт (богиня материнства, родовспоможения и охраны матерей и детей). С этим созвездием связана важнейшая проблема определения периода Времени, к которому относится ЛДЗ, но данный вопрос требует отдельного рассмотрения.

На рис. 2.93 показана область перехода с восточной полосы на западную и даны пояснения к символам.

Рис. 2.93. Область перехода с восточной полосы на западную (зона Козерога)

Изображение Козерога на ЛДЗ практически ничем не отличается от него же на КДЗ, поэтому особого внимания не требует. А вот птица выглядит весьма странно. В данном случае у птицы рогатая голова быка, как у символа планеты Сатурн, который и носит египетское название Гор-Бык. С моей точки зрения, такая голова у птицы подчеркивает, что в тот конкретный период Сатурн находился в созвездии Козерога и птица относится к нему. Если же посмотреть с позиций астрологии, то здесь мы увидим полное соответствие – Козерогом управляет именно Сатурн.

Стрелец. С ним дело обстоит гораздо сложнее. В §2.6 Части 1 дано весьма подробное эзотерическое описание этого непростого знака. Общие моменты здесь я отмечу вскользь, но важные рассмотрю подробно. Изображение созвездия Стрельца на ЛДЗ приведено на рис. 2.94. Перед ним и после него стоят женские звездные фигуры.

 

Рис. 2.94. Изображение созвездия Стрельца

В целом символика этого созвездия почти совпадает с символикой его же на КДЗ. Он также изображен в виде сфинкса с телом быка, торсом человека с двумя видимыми головами – человека и льва – и двумя крыльями на спине. Для коня тело у него слишком длинное, а ноги коротковаты. На этом Зодиаке, возможно, хвост похож на конский. Ко времени Клеопатры, когда восстанавливали храм и рисовали ЛДЗ, греки уже заметно эллинизировали Египет. Для них человеческий торс чаще всего сопрягался с телом коня, а не быка. В итоге получался кентавр. Так и мог у Стрельца на ЛДЗ появиться конский хвост. Самый известный греческий кентавр – Хирон, сын Кроноса, отдавший Прометею свое бессмертие. Во время последнего восстановления храма лошади в Египте уже были, но в древней символике не встречаются никогда. Над головами Стрельца мы видим Атеф (корону Осириса). У вавилонского изображения Стрельца предполагалось невидимое, тайное, сокрытое третье лицо, прозревающее непроявленное. Конечно же, у египетского Стрельца его тоже не может не быть. Третье лицо Стрельца олицетворяет ощущение Вечности и видение сокрытого, а также говорит о божестве Времени, стрела которого (в руках Стрельца) является связующей нитью Времен, преобразующей последовательность событий в единовременность. Передние ноги Стрельца находятся в ладье, плывущей в потоке Времени. У вавилонского Стрельца ни короны над головой, ни ладьи Времени под ногами нет.

Очень интересно еще одно наблюдение: на ЛДЗ все изображение Стрельца трехцветно, что особенно бросается в глаза при рассмотрении крыльев. Они тоже трехцветны. Само наличие крыльев говорит об освобождении, об отношении к движению Времени, полете мысли, разуме, свободе, быстроте, даже духовности, способности к сношениям между людьми и богами. Главная часть крыла – костный каркас – обозначена голубоватым цветом, как и основная часть короны Атеф над головами Стрельца. Перья крыльев показаны двух типов – черные и светлые, что может означать Мир Жизни и Мир Смерти. Таким образом, наличие крыльев у Стрельца говорит о связи трех Миров – Божественного, Жизни и Смерти. На небе Стрелец охраняет Центр Галактики (Млечного Пути), который находится именно в созвездии Стрельца. В Стрельце и Скорпионе Млечный Путь раздваивается, образуя в зоне раздвоения темное пространство, которое во времена Древнего Египта воспринималось как темный грот или пещера и считалось границей между Мирами.

Птица в Стрельце уникальна. Это, конечно, Сокол, но тоже необычный. Во-первых, у него на голове очень мощная корона. К сожалению, различима только ее нижняя часть, напоминающая Шути – корону Амона, похоже, еще два пера, олицетворяющих воздух, в основании которых помещен солнечный диск. Во-вторых, сам Сокол тоже имеет странный трехцветный окрас, четко разделенный на темные и светлые участки. В-третьих, он лапами касается крыльев, а хвостом – второго (скорпионьего) хвоста Стрельца. Это может означать контроль над границей между Мирами – темным гротом или пещерой – зоной перехода, приходящейся на раздвоение Млечного Пути в созвездиях Стрельца и Скорпиона. Иероглифы, изображенные справа от Сокола, к нему отношения не имеют. Вот как все не просто, и какая глубина в этом зарыта!

Скорпион. Само созвездие на обоих Зодиаках выглядит одинаково – в виде всем хорошо известного и опасного насекомого (рис. 2.91 и 2.92). В правом верхнем углу изображен Сокол в короне Южного Египта (Хеджет).

Весы. Перед и после самого созвездия, включая то, что мы видим в кругах, стоят по две «звездных» женских фигуры. Изображение этого созвездия очень важно для интерпретации событий периода, к которому относится ЛДЗ, но оно, к сожалению, вверху справа в зоне Сокола и иероглифов имеет значительные разрушения. Кроме того, в нем присутствуют два очень странных объекта. Обсудим информацию, которую мне все-таки удалось извлечь.

На рис. 2.95 представлены изображения зоны вокруг Весов на ЛДЗ (1) и КДЗ (2). Не удивляйтесь отличающемуся развороту фигур: на ЛДЗ они движутся по часовой стрелке, а на КДЗ – против.

Рис. 2.95. Изображения зон Весов на ЛДЗ (1) и КДЗ (2)

Весы – они и есть весы, и сами по себе показаны на обоих Зодиаках одинаково. Но вот пространство снаружи и внутри… Что касается КДЗ, напомню: при наложении современной звездной карты на звездную карту, изображенную на медальоне (по идентифицированным мною реперным точкам – звезд и созвездий), выяснилось, что они вполне коррелируют между собой. На ЛДЗ подобные сопоставления невозможны – звездной карты, как таковой, на нем нет, но зодиакальные созвездия, основные созвездия северного неба и планеты присутствуют и выстроены, хоть и линейно, но в определенном и строгом порядке. Планеты с достаточной надежностью могут быть идентифицированы, они расположены вблизи конкретных зодиакальных знаков, к ним привязаны и к тому же снабжены соответствующими иероглифами.

На КДЗ над коромыслом Весов в круге расположен объект, который в египтологической литературе чаще всего идентифицируется как созвездие Волопаса (рис. 2.95 – 2, обозначение А*), чего в принципе быть не может, т.к. этот же объект на ЛДЗ (рис. 2.95 – 1, обозначение А) находится внутри созвездия Весов под коромыслом, да еще в знаке горизонта (D– черный знак под диском). К тому же на КДЗ он очень жестко геометрически привязан к катастрофическому событию в Солнечной системе (Гл. 4, §4.1). Волопас здесь не при чем.

Но, коль скоро, КДЗ описывает повторяющиеся циклы БМК за огромный промежуток Времени, а на ЛДЗ мы видим тот же самый объект, значит, он имеет достаточно большой период обращения вокруг Солнца и в соответствии с собственным «расписанием» создает моменты напряженности в нашей планетной системе регулярно. Каков этот период обращения и связан ли он с существованием пресловутой планеты Нибиру, наука до сих пор не имеет однозначного ответа. «Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе – это науке неизвестно. Наука еще пока не в курсе дела», как говорит герой артиста С. Филиппова в старом и хорошо известном фильме Эльдара Рязанова. Мы можем только предположить, что период обращения данного объекта достаточно большой. В эзотерической традиции символ ребенка, прижимающего палец ко рту (Гор-па-херд), означает истинное (тайное) Я, молчащее Я, Повелителя Молчания. Но в знаке горизонта, как на ЛДЗ, он может обозначать и восход (рождение) Солнца или какого-то другого неизвестного объекта в Весах в конкретное время. Я склонна указанный знак в обоих Зодиаках считать эзотерическим символом объекта тайного, сокрытого, а в ЛДЗ в период, к которому относится Зодиак, находящемуся в созвездии Весов. И еще: символ горизонта, в котором восходит данный объект, черного цвета. Это, скорее всего, подчеркивает его негативное влияние на планету.

На рис. 2.95 (1) справа от чашки Весов мы видим очень необычный символ, нарушающий сразу несколько традиций, принятых в египетском изобразительном искусстве. Он представлен на рис. 2.96.

Обращаю Ваше внимание на то, что на рис. 2.96 мы имеем большое увеличение детали снимка, сделанного на расстоянии более 16 метров от изображения, на котором, к тому же, есть заметные разрушения. И, тем не менее, отступления от традиций отлично видны. Это антропоморфная женская фигура богини с головой… львицы. Вглядитесь в изображение головы внимательно. Особенно четко видна форма уха и тени слева вокруг «лица». И то и другое явно не относится к человеческому виду.

 

Рис. 2.96. Менхит – богиня-львица Южного Египта

Кроме того, у богини в руках посох, свойственный только богам львиного типа: навершие посоха представляет собой голову льва с львиными ушами и даже с гривой, к тому же слева у головы богини львиный «профиль» подчеркивается тенью. Следующее нарушение традиций (как у уходящих богинь в разомкнутом кольце на КДЗ): фигура показана целиком в профиль, и она идет, а не стоит. Кроме того, юбка в данном случае у богини коротковата, обычно она бывает до щиколоток и очень узкой. По моему мнению, это Менхит – очень древняя богиня Верхнего Египта, именно потому на ней и надета корона Хеджет. Она – древняя богиня войны, персонификация северного ветра, правое Око Ра, защитница, как и все боги-львы. На КДЗ, уходя, она вместе с Хатор символизирует завершение периода Божественных Династий.

Что же она защищает в данном случае? И она не одна: прямо на диске, внутри которого мы видим Менхит, сверху и справа сидит Сокол – еще одна сильнейшая защита. К сожалению, он плохо различим, а короны совсем не видно. Если описанная в первой части катастрофа, касающаяся всей Солнечной системы, носит периодический характер и через определенные промежутки времени повторяется, это означает, что во Время, к которому относится ЛДЗ, событие, обозначенное сидячим младенцем с пальцем у рта, в Солнечной системе опять проявилось, и космическое тело, вызвавшее событие, находилось в созвездии Весов. Примите это просто как одно из возможных предположений. Ситуации с периодическим появлением данного тела, конечно, далеко не всегда могли иметь столь же разрушительные последствия, как было описано в первой части. Все зависело от многих факторов, и один из них – конфигурация планет. А на ЛДЗ она опять неблагоприятна: все планеты находятся по одну сторону от Солнца (на восточной полосе).

Дева. На рис. 2.91 я созвездие обрезала, оставив только фигуру Девы с колосом в руках (колос – звезда Спика – α созвездия Девы). На полосе рядом с нею находится еще одна фигура, которая в различных источниках идентифицируется по-разному, чаще всего как планета Сатурн (рис. 2.97).

Рис. 2.97. Группа символов в созвездии Девы на западной полосе ЛДЗ (слева) и тот же участок на КДЗ (справа)

Иероглифов, относящихся к такому символу, рядом с ним нет. Это антропоморфная фигура с головой быка, напоминающая символику планеты Сатурн, но… с мотыгой в руках, что позволило мне идентифицировать ее как Священного Быка Аписа. На КДЗ такая фигура тоже присутствует, но находится она не рядом с Девой, а под ней, попадая, таким образом, в зону мифологической истории, Сатурн же стоит позади Девы. Кстати, в Египте именно быки применялись на тяжелых сельскохозяйственных работах в качестве тягловой силы. Отсюда у этих фигур на обоих Зодиаках и по мотыге в руках. Справа показан тот же участок, описанный в Части 1 на КДЗ (фрагмент рис. 1.42), его описание дано там же в Примечании над рисунком. На ЛДЗ планета Сатурн стоит вблизи самого южного края восточной полосы, поэтому рядом с Девой быть не может.

Что касается птицы, изображенной справа от Аписа и выше его, то иероглифы, относящиеся к ней, плохо различимы. Если бы птица имела отношение к человеку, то голова была бы похожа на голову человека. В таком случае ее однозначно можно было бы определить как Ба, в упрощенном понимании – душу человека (или бога). Но здесь голова явно не человеческая, к тому же, плохо различима, поэтому идентифицировать ее мне сложно.

Лев. Он оказывается на западной полосе последним из зодиакальных созвездий, не считая Скарабея-Рака. На рис. 2.98 Лев показан вместе с теми символами, которые на ЛДЗ к нему относятся. Но здесь есть разрушенная зона (А), в которой мне удалось примерно восстановить символику (А), сопоставляя сохранившиеся ее детали с зоной Льва на КДЗ (на рис. 2.98 восстановленный участок показан справа).

Рис. 2.98. Группа символов в созвездии Льва

Давайте разберемся с тем, что относится к созвездию Льва. Оно очень похоже на изображения созвездия Льва на КДЗ. Животное стоит на змее, похожей на ладью, которая по современной классификации может представлять собой самостоятельное созвездие Гидры, находящееся на небе подо Львом. На КДЗ в той же змее-ладье за Львом стоит женская фигура, она как бы управляет им, держа его за хвост вблизи основания. На самом конце змеи-ладьи сидит птица, которая на нашем небе может оказаться выделенной в отдельное созвездие под названием Ворон. На ЛДЗ женская фигура стоит вне змеи и держит Льва левой рукой за кончик хвоста. Кроме того, в правой руке у нее атрибут царской власти – цеп. Она явно Львом управляет. Сзади нее над разрушенной частью изображения видна женская голова и стоящий младенец. На КДЗ тоже есть такое изображение, только целое и не за Львом, а под ним. Это позволило мне со значительной степенью достоверности восстановить картинку (А – пунктир справа от разрушенного фрагмента полосы ЛДЗ). Это Селкет – богиня-скорпион, ее иероглиф поставлен под ножкой стула, на котором она сидит.

Таким образом, можно считать, что мы обсудили изображения зодиакальных созвездий на ЛДЗ.

14.3. Планеты

Как и на КДЗ, так и на ЛДЗ все планеты оказались по одну сторону от Солнца (рис.1. 48). На рис. 2.99 показано их распределение на восточной полосе по знакам зодиака. На западной полосе планет нет.

Рис. 2.99. Планеты на ЛДЗ

Здесь обозначены зодиакальные созвездия и планеты, причем последние приведены над рисованной восточной полосой так, как они выглядят на потолке самого пронаоса. Они движутся от Близнецов к Тельцу, Овну и далее, с правой стороны около головы символа планеты изображены иероглифы с ее названием. В той последовательности, в какой они расположены на ЛДЗ, мы их и рассмотрим. Вот уже здесь-то первой планетой, с которой мы встречаемся, является Меркурий, которого на КДЗ нет.

Меркурий

Он находится ближе всех к Солнцу – между Близнецами и Тельцом, почти рядом с Тельцом. Здесь я снова возвращаюсь к вопросу, который подняла еще в разделах 2.7.1 и 4.1 Части 1 (рис. 1.30 и 1.48 соответственно). В египтологии Меркурий имеет два названия: Звезда утренних и вечерних сумерек и Сет. Египтологи назвали его так, исходя из своих представлений о Солнечной системе, и, в общем-то, правильно. Меркурий находится настолько близко к Солнцу, что действительно виден в его лучах во время восходящего или заходящего Солнца. И имя Сета к нему может подойти, т.к. он – бог пустыни, жары, хаоса и разрушения. И в то же время он – единственный из всех – бог-воин с красными жгучими глазами, защищающий Солнце и способный одолеть во тьме змея Апопа, олицетворяющего мрак и жаждущего поработить Ра в глубинах темного царства. Иногда имя Сета входило даже в титулы и имена фараонов.

И, тем не менее, по-моему, египтологи ошибаются, считая две различные планеты Меркурием. Я думаю, что это две самостоятельные и различные планеты. В пользу моей трактовки говорят несколько, с моей точки зрения, весомых аргументов. Первый аргумент – на КДЗ идеально зафиксировано гелиоцентрическое строение Солнечной системы по Сатурн включительно, в котором первой от Солнца планетой является Венера, а на месте планеты, которую египтологи считают Меркурием, есть планета между Марсом и Юпитером (рис. 1.47 в Части 1). Второй аргумент – весь геометрический анализ катастрофической ситуации в масштабе Солнечной системы, зафиксированной на КДЗ методом стоп-кадра, включая соблюдение Золотой пропорции и даже Царский треугольник (3:4:5) с участием Фаэтона (так называемого «Меркурия»), подтверждает правильность моей идентификации (рис. 1.48 в Части 1). Третий аргумент – разное иероглифическое обозначение этих «Меркуриев» на обоих Дендерских Зодиаках (рис. 2.100).

Рис. 2.100. Изображение иероглифов планеты Меркурий на ЛДЗ и КДЗ

Для неопытного глаза эти изображения кажутся нечеткими из-за большого увеличения. В правом мне даже пришлось обвести символ ноги (на фотографии он просматривается более четко); на этой же картинке три параллельные полоски справа внизу относятся к Скарабею (часть ног), а не к иероглифам. Конечно, разобраться в этом не просто, но я поясню. Во-первых, напомню, что проект Дендерского храма составлялся во времена Шемсу-Гор, т.е. задолго до начала официально признанной истории древнего Египта. Во-вторых, во время создания проекта иероглифы представляли собой идеограммы, т.е. понятия, а не буквы или слоги (уровень прочтения иероглифов – от понятийного до сакрального – зависел от степени посвящения читающего). В-третьих, иероглифов рядом с символами планет на обоих Зодиаках слишком мало, чтобы читать их в буквенном варианте. В-четвертых, иероглифы «нога», «согнутое полотнище ткани» и «чаша (с ручкой или без нее)» встречаются в написании названий практически всех известных в то время планет в Зодиаках других храмов и гробниц фараонов и знати.

На ЛДЗ в иероглифах, относящихся к данной планете, в качестве детерминатива (определителя) на первом месте стоит символ Сета.

Все перечисленное позволяет мне предположить, что в КДЗ нет названия планеты между Марсом и Юпитером. О том, что это именно небесное тело, говорит звезда в иероглифической символике, как у всех звезд и планет. Но звезды изображаются женскими фигурами без посохов, а планеты – мужскими с посохами. Отсутствие названия естественно, т.к. эта планета, изображенная на КДЗ, погибла примерно за пять миллионов лет до возникновения египетской цивилизации (даже периода Божественных Династий). Меркурия в то время могло и не быть. Существуют даже гипотезы о его более позднем образовании. Но в это углубляться я не буду.

А вот на ЛДЗ мы имеем дело именно с Меркурием, о чем говорит самый первый иероглиф в верхнем ряду надписи: это иероглиф Сета – голова мифического животного со стоячими прямоугольными ушами. К тому же на ЛДЗ он и стоит к Солнцу ближе всех других планет. Поэтому я и уверена в том, что Меркурий – это Сет.

Венера

Планета расположена между Тельцом и Овном, ближе к Тельцу. Ее символика мало отличается от символики на КДЗ: антропоморфная фигура с двумя головами – человеческой и сокола. Отличие в изображениях Венеры на обоих Зодиаках заключается в наличии на ЛДЗ на головах символа двух корон: на человеческой – короны Северного Египта (Дешрет), на соколиной – Южного (Хеджет).

Юпитер

На восточной полосе ЛДЗ он стоит следующим между Овном и Рыбами. Такое его, казалось бы, странное положение может объясняться тем, что он, как и другие планеты, вследствие разного расстояния от Солнца и разных периодов обращения, на земном небе периодически виден в ретроградном (обратном) движении, когда Земля, двигаясь по своей орбите, его обгоняет.

Здесь Юпитер находится в Рыбах. Фигура антропоморфная с соколиной головой. И имя у него – Гор Мистерий. Юпитер – главная планета Солнечной системы, о чем говорит и самая величественная корона Хемхемет на его голове. Кстати, астрологически Юпитер является «младшим управителем» знака Рыб («старший управитель» Рыб – Нептун).

Земля?

Рядом с этим символом на рис. 2.99 я поставила знак вопроса. На обоих Зодиаках этот символ изображен одинаково: в круге мужская фигура держит на вытянутой руке некое животное. Аргументация в пользу такой интерпретации изложена в части 1, но основное повторю. Моя точка зрения опять идет в разрез с египтологией. Если фигуру принять за планету, то на КДЗ орбита ее окажется точно между Венерой и Марсом. Кроме того, она прекрасно встраивается в конфигурацию планет (рис. 1.48) в момент катастрофы в Солнечной системе. То, что она в самом большом круге – понятно: весь Зодиак построен для нее. На КДЗ небольшое животное на вытянутой руке плохо различимо, а на ЛДЗ оно действительно похоже на тощего поросенка. Если все вместе – это Земля с Луной, то животное – Луна, а рука – гравитационная связка, если хотите, гравитационный захват части взорвавшейся планеты во время катастрофы (КДЗ). Разрушение – Сет. Свинья – животное Сета. Такое изображение может говорить о том, что наша планета действительно захватила Луну во время упомянутой космической катастрофы.

Никаких иероглифов на обоих Зодиаках рядом с символом нет. Находится он в Рыбах. То, что Земля совсем рядом с Юпитером, а Юпитер впереди Земли и Марса, говорит о том, что на ЛДЗ нет орбит, а есть проекция положения планет в конкретный момент Времени.

Обращает на себя внимание некоторая разница в изображении данного символа. Человеческая фигура держит небольшое животное на КДЗ в опущенной руке, причем животное продолжает линию руки вниз. На ЛДЗ – рука несколько согнута, а животное расположено перпендикулярно телу человеческой фигуры примерно по линии пояса. Для себя я это объясняю тем, что на КДЗ планеты – участники катастрофы в Солнечной системе – фиксируют конфигурацию (расположение) небесных тел в момент события. Вполне возможно, что Земля осуществила гравитационный захват большого осколка гибнущей планеты под углом, указанным положением руки. А затем орбита Луны в соответствии с законами небесной механики стабилизировалась, и на ЛДЗ показана ситуация такого состояния (как и поныне). Дополнительным подтверждением того, что в данном случае символ связан с Луной, может служить расположенный непосредственно под ним 21 Декан, на котором мы видим Джехути – бога Луны и великого писца Богов (с табличкой в руках).

Марс

С Марсом проблем интерпретации нет: Красный Гор – антропоморфная фигура с головой сокола без короны. Находится в Водолее. Иероглифы на обоих Зодиаках одинаковые и соответствуют планете.

Сатурн

Его название – Гор-Бык. В обоих Зодиаках он изображен одинаково: антропоморфная фигура с головой черного быка. Иероглифы тоже одинаковые. Находится в Козероге.

Все планеты, как и в КДЗ, расположены по одну сторону от Солнца, а это значит, что Солнечная система находится в возбужденном состоянии, т.к. центр масс ее вышел за пределы самой звезды.

14.4. Созвездия

На КДЗ в медальоне мы имеем звездную карту, даже по координатам неплохо совпадающую с современной. На ЛДЗ карты неба нет. На обеих полосах, кроме других символов, представлены отдельные созвездия и объединенные группы наших созвездий. Даже в одном храме на обоих Зодиаках не все созвездия выглядят одинаково, что создает дополнительные сложности при их анализе. Идентификация созвездий с помощью современной звездной карты весьма непроста. Во-первых, египтянами созвездия изображались в виде образных символов, а не звезд, соединенных между собой линиями, как на современных картах. Например, передняя нога быка (иногда туша быка, как на ЛДЗ) – Месхетиу (наша Большая Медведица), беременная бегемотиха – Тауэрт (Дракон), собака, стоящая на мотыге – Упуаут (Малая Медведица) и т.д. Во-вторых, в созвездия звезды могли объединяться совсем не так, как делаем это мы. В-третьих, границы созвездий на изображениях звездного неба в Древнем Египте вообще отсутствуют, да и карта неба в Дендерском храме всего одна – только на КДЗ.

Мною проводился сравнительный анализ изображений звездных потолков в различных египетских храмах, а также в ряде гробниц. В чем-то между ними есть сходство, в чем-то имеются существенные отличия. К тому же, сам характер изображений зависит от периода, к которому относятся сооружения. Поэтому идентифицировать созвездия очень сложно. В результате на ЛДЗ (рис. 2.101 и 2.102) представлен результат моего комплексного астрономического сопоставления египетских и современных данных.

Рис. 2.101. Созвездия на восточной полосе ЛДЗ

Рис. 2.102. Созвездия на западной полосе ЛДЗ

Поскольку зодиакальные созвездия уже обсуждались, на обоих приведенных рисунках они, чтобы не загромождать картину, обозначены красными рамками и надписями над ними, а остальные созвездия показаны над рисованными копиями восточной и западной полос так, как они изображены на ЛДЗ.

На восточной полосе приведена идентификация созвездий северного неба. Она полностью совпадает с идентификацией созвездий на КДЗ. Здесь мы видим Возничего, затем компактную тесную группу близко расположенных наших созвездий Персея, Андромеды, Кассиопеи и Цефея, объединенных в три символа: животного Сета, Бабуина и Сокола, и в завершение – группу близких друг к другу созвездий Пегаса, Лебедя, Лиры и Орла.

На восточной полосе изображено созвездий гораздо больше, чем на западной, все они находятся внутри зодиакального пояса и в большинстве своем принадлежат Северному полушарию.

На западной полосе мы видим северные приполярные созвездия: Малую и Большую Медведицу, Дракона и Ана, изображенного в виде сокологолового бога, поражающего копьем Быка-Сета.

Большая Медведица изображена в виде быка, который за задние ноги цепью привязан к бегемотихе Тауэрт (на других Зодиаках, в том числе и на КДЗ, созвездие Большой Медведицы представлено в виде передней ноги Быка-Сета). Отдельного созвездия, соответствующего Ану, на современных картах мне выделить не удалось. Возможно, по современной картографии оно просто является частью созвездия Большой Медведицы, занимающего на небе большую площадь. Это мы, обыватели, привыкли представлять ее похожей на ковш с ручкой и состоящей из семи ярких звезд, но на самом деле звезд в ней много.

А вот Дракону – египетской Тауэрт – в отдельном параграфе мы уделим особое внимание, ибо в ней обозначена, по моему мнению, точка Полюса мира в период, которому соответствует ЛДЗ. На рис. 2.102 эта точка указана.

Малая Медведица на всех Зодиаках, которые я видела, изображается одинаково: Собака с пушистым хвостом (Упуаут – так она чаще всего называется), стоящая на мотыге. Примерно на середине мотыги находится точка нашего современного Полюса Мира – Полярной звезды.

На рис. 2.102 есть еще одно символическое изображение, которое в литературе практически не обсуждается и не идентифицируется – это перевитая змея в рамке. Я могу предложить два варианта идентификации, которые мне кажутся одинаково вероятными. Первый мы обсудим здесь, второй – в следующем разделе. Вот почему рядом с названием «Гидра» я поставила знак вопроса. Первый вариант – созвездие Гидры. Оно совершенно удивительно по своей длине и простирается на современной карте вдоль целого ряда очень длинных созвездий. Гидра начинается южнее Рака (почти от его границы с Близнецами), проходит подо Львом, Девой и заканчивается под Весами, примерно на половине протяженности этого созвездия. По меридиональной сетке это составляет примерно 105°! Где уж его было разместить на полосе ЛДЗ! Возможно, потому его и свернули таким хитрым способом, а чтобы выделить, заключили в рамку. Никаких иероглифов около него нет. Кстати, на ЛДЗ ни одно созвездие иероглифами тоже не обозначается – только планеты, отдельные звезды и боги. Поэтому я и поставила знак вопроса.

Современная карта в зоне перечисленных выше созвездий приведена в Части 1 на рис. 1.28.

Одинокие женские фигуры (с вертикальной табличкой с иероглифами рядом с головой и с обязательной пятиконечной звездой в надписи) представляют собой звезды, по восхождению и захождению которых жрецы-астрономы определяли время. Известная идентификация этих фигур далеко неполна и неоднозначна, да и к нашему анализу ЛДЗ особого отношения такие звезды не имеют. Все остальные символы, которые мы еще не обсуждали, к астрономии не относятся или относятся косвенно.

14.5. Мифологическая история?

Прежде, чем разбираться в сложнейшей символике исторических («мифологических») коллизий, запечатленных на ЛДЗ, хочу обратить Ваше внимание на несколько очень важных моментов.

Первый момент. На ЛДЗ особо выделен конкретный промежуток Времени –Эпоха Тельца. Доказательство тому и уточнение по датам – впереди (гл. 16), а пока поверьте мне на слово. Если рассматривать период от начала Божественных Династий до начала Среднего царства (примерно 2040 г. до н.э.), то видно, что в него укладываются две Эпохи Тельца. А потому ЛДЗ мог бы относиться как ко Времени правления Осириса и Исиды, так и ко Времени исторических фараонов.

В последнем случае, начиная со Среднего царства, происходит слияние божественных образов: Осирис в значительной степени сливается с Саху, а Исида – с Сопдет, Гор – с Сопду. Не зря же они оба – Соколы. В то же время и первая и вторая триады тесно связаны с небом: дамы – с Сириусом, старшие мужчины – с Орионом, а их сыновья – Соколы – с полетами в небе. В египетской мифологии боги, а особенно богини, часто выступают в ипостасях друг друга. Представляете себе, какое тут тесное и сложное замещение, переплетение и даже полное или частичное срастание образов друг с другом?

Второй момент. Возможные варианты датировки ЛДЗ:

1 – мудрый разработчик Дендерских Зодиаков из периода Шемсу-Гор отразил на ЛДЗ период Тельца Времени Божественных Династий;

2 – он же спрогнозировал более поздний исторический период и на базе своих прогнозов построил ЛДЗ;

3 – ЛДЗ был спроектирован и воплощен при восстановлении Дендерского храма при одном из исторических фараонов, что возможно, но маловероятно. Последнее предположение ни в коей мере не относится к позднему периоду истории Египта, т.к. после Рамзеса II (1290-1224 г.г. до н.э.) началась быстрая духовная и интеллектуальная деградация, завершившаяся утратой сакральных знаний.

Третий момент. На ЛДЗ есть иероглифы, которые могут помочь разобраться и с картинками, и с «мифологической» историей, и со всеми сложными слияниями образов. Я могу понять, что из-за узости профессионального образования историки, археологи, египтологи и иже с ними, не смогли на КДЗ увидеть ни красоту и геометрическую строгость Золотой пропорции, ни катастрофы в масштабе планеты, ни гелиоцентрическое строение Солнечной системы, не увидели даже самой Солнечной системы, не смогли построить математическую матрицу кодирования информации и так далее. Но уж иероглифы-то на ЛДЗ можно было прочитать? Правда, шампольоновский метод через буквы здесь не проходит, читать их можно только как идеограммы. Если пытаться просто уловить смысл, то это не так уж и сложно, т.к. даже при написании текстов с помощью иероглифов, после слова всегда стоит так называемый детерминатив – непроизносимый знак-определитель, показывающий обобщенное значение для пояснения смысла написанного. Но оба Дендерских Зодиака нельзя отнести к периоду ныне общепризнанной истории Египта. Эти тексты в глубочайшей Древности писались и читались как идеограммы, а сакральное значение иероглифов предназначалось только для посвященных.

Четвертый момент. Шкала Деканов: во всех книгах с обсуждением египетских календарей говорится о том, что декан – это 1/10 часть временного цикла («дека» – по-гречески означает 10). Как прикажете считать Эпохи и сам БМК, если в ЛДЗ 38 Деканов (по 19 в каждой полосе) и еще один маленький «Деканчик» в самом начале восточной полосы рядом с только что родившимся Солнцем? Если свято верить арифметике, то тогда в БМК никак не получится 25920 лет, конечно, если считать один Декан равным 720 годам, как принято. Если Деканов 38, а длительность одного 720 лет, то БМК должен быть равен 27360 годам, да еще с хвостиком ( «Деканчик»). И, кроме того: каждый Декан представляет собой фигуру божества, плывущую в ладье Времени. Но во всем ЛДЗ лишь в одной единственной ладье Времени плывут сразу три божества. Сколько нужно отвести Времени такому Декану? Считать его одним Деканом с утроенной длительностью или тремя Деканами, спрессованными в длительность одного? Нонсенс? И в КДЗ Деканов тоже не 36, а 37! Если не «замыливать» себе глаза священным для египтологии числом 36, то в таком случае вообще всякие расчеты Времени, основанные на его постоянстве, никуда не годятся. Самое забавное, могу сообщить Читателю, тоже забегая вперед: Деканов на обоих Зодиаках по 37! Просто на ЛДЗ часть Деканов накладывается друг на друга в процессе катастрофы. Я уже в Части 1 называла такую ситуацию складкой Времени. На ЛДЗ она проиллюстрирована воочию. Объяснения последуют в дальнейшем.

Вернемся к «мифологизированной» истории на ЛДЗ. Рассматривать данный вопрос на КДЗ было значительно проще, т.к. «мифологическая» история представлена в отдельной зоне и даже выстроена в хронологической последовательности Божественных Династий. Правда, там почти нет иероглифов. В ЛДЗ все не так. В восточной и в западной полосах мы видим два уровня изображений: ближайшая строка к телу Нут – шкала Времени, а строка над нею – небо и «мифология», встроенные друг в друга. Притом, здесь рассматривается Эпоха, когда Центр Мира находился в созвездии Дракона. И этот цикл принадлежит периоду, в котором земными делами заправлял знак Тельца. Если считать, что ЛДЗ по Времени относится к историческим династиям, то следует признать, что триады Сах-Сопдет-Сопду и Осирис-Исида-Гор уже частично слились. Но в любом случае на обоих Зодиаках мы имеем не Орион и не Сириус в их чисто астрономическом понимании. На ЛДЗ есть группы и отдельные символы, связанные с «мифологическим» прошлым, и в то же время привязанные к звездному небу периода, к которому относится ЛДЗ. Их-то мы здесь и рассмотрим.

14.5.1. Восточная полоса

Начнем с восточной полосы ЛДЗ. На рис. 2.103 над рисованной восточной полосой участки с символами показаны так, как они выглядят на потолке внешнего гипостиля.

 

Рис. 2.103. «Мифологические» боги на восточной полосе ЛДЗ

Вообще-то говоря, то, что выделено как фрагменты 1 и 2, лучше всего рассматривать совместно, причем вместе с Деканами, расположенными под ними. Но там такое обилие сложной символики, что я решила фрагменты 1 и 2 все-таки разделить и обсуждать по частям, а потом объединить и обобщить. Обратите внимание на то, что божественные символы Анукет, Сатет, Сопдет, Сопду и Сах в разомкнутом кольце на КДЗ идут друг за другом, а на ЛДЗ ─ мы их видим в той же последовательности в самом начале восточной полосы. И если на КДЗ в ладье плыла только Сопдет, то на ЛДЗ в ладьях плывут все перечисленные богини и Сах (Сопду оказывается между ладьями родителей). Ладьи плывут по реке (символ под дном ладей), как в верхней части полос, так и в нижней. Но только реки разные: в верхней части – космическая река, в нижней – река Времени.

А ладьи Деканов, плывущие по реке Времени, кроме весла, имеют еще и руль. Почему руля нет у космических ладей? Так аллегорически подчеркивается то, что именно Время управляет событиями? Может быть, может быть… А теперь конкретно по фрагментам.

Фрагмент 1 представлен на рис. 2.104. В первой ладье плывут две богини – дочь (Анукет) и ее мать (Сатет). О них я уже достаточно подробно писала в 1-й части (раздел 3.4.4). Здесь просто напомню.

 

Рис. 2.104. Фрагмент 1 восточной полосы

Обе они связаны с Нилом и его регулярными разливами, обеспечивающими возможность ведения сельского хозяйства в Египте. Анукет – богиня Нила, держащая в руках кувшины с живой и мертвой водой, на ней величественная корона из страусовых перьев. Сатет обычно изображалась в короне Южного Египта с рогами антилопы. В руках у нее анкх – символ жизни и жезл Вадж – типичный женский атрибут, но чаще всего богиня изображается с жезлом Уас, являющимся обычно мужским жезлом – символом могущества. Сатет – богиня-покровительница порогов Нила. Это связывает ее с Сопдет. Ей приписывается также роль богини войны, поэтому существуют ее изображения со стрелами (как на КДЗ). Даже имя Сатет – производная форма от слов «метать стрелы».

До сих пор мы не встречались с еще одним титулом богини Сатет – «Владычица небес». Он связывает ее с Хатор и Нут. К тому же, в иероглифах Сатет на ЛДЗ (справа от головы) в качестве детерминатива присутствует звезда. И это не просто так: ее в качестве Ока Ра мифология связывает с яркой звездой Южного полушария Фомальгаут (α Южной Рыбы, склонение -30°).

Фрагмент 2 частично уже рассматривался в 1-й части. Здесь он приведен на рис. 2.105.

Рис. 2.105. Группа богов фрагмента 2

О том, кто и как изображен в такой композиции, ранее тоже уже говорилось. Напомню вкратце.

Сах – на ЛДЗ он бог, царь звезд, изображен человеком в короне, похожей на корону Верхнего Египта Хеджет, но не белой, а синей. Он плывет в ладье (на ЛДЗ) или просто шагает (на КДЗ). На обоих Зодиаках в руке Сах держит символ власти и могущества царей и богов – жезл Уас. На КДЗ в правой руке у него есть и атрибуты царской власти – крюк и цеп, смотрит он вперед – в сторону движения. Потому, конечно, Орионом он едва ли может быть, к тому же ни звезд, ни иероглифов рядом никаких нет. И ладьи у него на КДЗ нет. Это говорит о том, что в данном случае его нужно рассматривать как бога, а не как небесный объект. На ЛДЗ Сах стоит в ладье, оглядываясь назад на остальных членов триады, правая рука протянута в их сторону. Ладья с ним движется в направлении движения всех остальных фигур, т.е. на данном рисунке вправо, а голова смотрит в сторону, противоположную движению. Справа и слева от его головы есть две группы иероглифов, которые тоже развернуты так же, как голова Саха. Это дает основание отнести как левую, так и правую группу, именно к Саху. Если читать слева направо, то в левой группе первые объединенные символы означают Ориона, затем топор (флажок) – знак бога, а последним стоит гусь («сын»), что означает вместе «бог – сын Ориона». Поскольку Сах рукой показывает прямо на Сокола, то эту группу иероглифов, казалось бы, можно было отнести и к Соколу. Но едва ли, т.к. иероглифы, принадлежащие на ЛДЗ конкретным символам, находятся обычно справа от головы (со стороны лица) и развернуты так, что должны читаться справа налево. Справа от головы Саха тоже есть иероглифы, но они не имеют отношения к созвездию Орион. Первый из них – сидящая на троне мумия с царскими регалиями в руках (Сах в заупокойных обрядах выступал как покровитель умерших, поэтому изображался в виде мумии<). Затем идет сложенная ткань, далее корона Северного Египта, жезл богов и царей Уас и, наконец, флажок или топор, обозначающий бога. Осирису была бы положена корона Атеф – его законная персональная корона, и совершенно другие иероглифы. Титулом «Отец богов» Сах назван в «Текстах пирамид». Умерший фараон ассоциируется именно с ним, т.к. он должен, как и Сах, «достичь неба». Позднее, когда функция правителя загробного царства (Дуата) перешла к Осирису, это мифологически объединило их обоих. В некоторых мифах их связывали с Орионом. Но Орион в мифологии более позднего периода связан еще и с Хапи – богом Нила, которому полагалась совершенно другая корона, состоящая из букета лотосов, а не корона Южного Египта. Поэтому в изображении, приведенном на рис. 2.105, мы видим бога Саха, небесным воплощением которого является созвездие Орион.

Сопдет – богиня, играющая важную роль. Она присутствует при сотворении мира и является одной из его создательниц. В додинастический период Сопдет была независимой богиней и в качестве Владычицы небес часто выполняла функции Хатор и Нут, в более поздний период – и Исиды, но это уже были не космические функции. Сопдет считалась защитницей и покровительницей умерших и сопровождала фараона в его путешествии по загробному царству (Дуату).

С додинастического времени вплоть до эпохи Среднего царства она почиталась как богиня наступления Нового года, ибо первый утренний восход Сириуса после зимнего перерыва совпадал с началом нового года по египетскому календарю и началом разлива Нила. Позднее – во времена Среднего и Нового царства – она становится «Матерью разлива, порождающей его вновь ежегодно». Поэтому Сопдет считалась также богиней плодородия, возрождения.

Именно Сопдет, а не Исиду и Сириус, изображали в образе лежащей в ладье коровы со звездой или растительной веткой между рогами. С образом Исиды она слилась во времена Нового царства (хронологически от 1550 до 1069 г.г. до н.э.; династии – от XVII до XX). Именно от этой первородной коровы Исида в короне унаследовала рога, но не тело. В образе коровы Исида не изображалась никогда.

Верхняя строка иероглифов над Сопдет-Коровой свидетельствует о том, что она – звездная богиня (связь с Сириусом), далее после разрушенной зоны говорится о ее сыне (имеется в виду, видимо, Сопду), затем изображен отличительный признак Исиды – трон и, наконец, символы, показывающие, что она, Сопдет, как и Хатор и Нут, считается Владычицей неба. Исида, при всем ее величии, титула владычицы или богини неба не имела.

Сопду – сын Саха и Сопдет. Сопду (в качестве бога) является защитником северо-восточных границ Египта. Он изображается либо в образе бородатого мужчины с длинными волосами и двумя перьями на голове, либо в виде Сокола*. Вот Сокол-то и сидит на жезле Вадж между Сопдет и Сахом на обоих Дендерских Зодиаках.

Примечание: *Египет делился на административные округа – номы. У каждого нома была своя столица и местное главное божество. Сопду был главным божеством в 20-м номе Нижнего Египта (восточный край дельты Нила, название нома – Пер-Сопду). Даже иероглиф этого нома  изображался в виде сидящего Сокола в короне из двух вертикальных перьев.

Начиная со Среднего царства его стали отождествлять с Гором (Гор-Сопду). В функции Сопду входила оборона Египта от внешних врагов и покровительство в завоевательных восточных походах.

Обнаружить в литературе связь Сопду с каким-либо небесным объектом мне не удалось, но поскольку рядом с ним (справа) стоит на ЛДЗ жирная звезда, это дает мне право предположить, что этот символ – звезда Канопус (α созвездия Кормы Корабля). И по значимости это подходит: главные звездные боги Южного полушария – это созвездие Орион и звезды Сириус и Канопус (самая яркая и вторая по яркости звезды земного неба соответственно). Ничего удивительного не будет, если они связаны с Сопдет и ее сыном Сопду.

Видите, как все сложно. Теперь вернемся к сложным собирательным образам.

На рис. 2.106 показано, как изображались богини Сопдет, Сопдет-Исида-Сириус, звезда Сириус и созвездие Орион. Сопдет-Исида-Сириус носит на голове два вертикальных пера, как Сопдет, и страусовое перо, которое закреплено на ее головном уборе сзади под углом. Она обычно либо дотрагивается правой рукой до пера, либо держит руку рядом с ним.

Рис. 2.106. Изображения Сопдет, звезды Сириус, Сопдет-Сириус-Исиды и Ориона,

1 http://www.ancientegyptonline.co.uk/sopdet.html [121],

2 – Википедия,

3 http://astrogalactica.ru/stars/sirius/ [122]

На приведенном рисунке Сопдет (1) предстает в женском образе и имеет корону из двух вертикальных перьев (такие же перья иногда мы видим и в короне ее сына Сопду), в руках она держит жезл Вадж и анкх. На ЛДЗ богиня представлена плывущей в ладье Коровой со звездой между рогами(другой вариант изображения). Под цифрой 2 мы видим звезду Сириус – женскую фигуру со звездой над головой и анкхом, иероглифы ее и Исиды указаны на правой картинке (3) в красной рамке. Изображения Исиды широко известны, в этой книге они даны в 1-й части (рис. 1.44), поэтому на рис. 2.106 не приведены. Правая картинка (3) требует особого разговора. На ней слева в ладье стоит женская фигура в сложной короне. Это и есть тот собирательный образ Сопдет-Исиды- Сириуса, о котором шла речь выше. Иероглифами на этой картинке обозначены только Исида и Сириус, от Сопдет здесь два прямых вертикальных пера в короне, от Сириуса – звезда над головой. Богиня правой рукой касается третьего пера (страусового) в короне, которое присуще короне только объединенного тройственного образа. В левой руке богиня держит жезл Вадж и анкх. Справа от нее в своей ладье плывет Орион, о чем красноречиво свидетельствуют его иероглифы, в руках он держит жезл Уас и анкх, а вот короны у него нет, т.е. здесь он представляет именно созвездие Орион, а не Саха и не Осириса.

Должна отметить, что все изображения объединенных образов перечисленных богов и богинь относятся к официальному историческому периоду истории Древнего Египта. К этому времени относятся так называемые диагональные календари со звездными часами (IX – XII династии). Но самые известные красочные звездные потолки с календарями и звездным небом появились позднее, начиная с Нового царства. Это, например, потолки в гробнице Сенмута, кенотафе (кенотаф – гробница без захоронения) Сети I, гробнице Рамсеса VI. На рис. 2.107 приведена фотография так называемой комнаты саркофага Сети Iс ее знаменитым звездным потолком.

Рис. 2.107. Гробница Сети I, «комната саркофага»,

http://jfbradu.free.fr/egypte/LES%20TOMBEAUX/LES%20HYPOGEES/VALLEE-DES-ROIS/SETHI-I/tombe-sethi-2.php3?r1=5&r2=1&r3=0 [123]

Мне захотелось показать Вам снимок одного из самых красивых сводчатых потолков, а именно потолка в гробнице Сети I. Он представляет собой время (Деканы) и небо, усеянное звездами и созвездиями. Таким образом, лежащий в саркофаге фараон мог видеть, как его душа Ба поднималась прямо на небо.

В храмах и захоронениях идея таких фресок у всех общая: календарь и звездное небо. Исполнение иногда отличается, а иногда похожее. Но на всех обязательно присутствуют календарь и изображение основных звезд и созвездий египетского звездного неба.

Все вышесказанное нашло свое отражение и на потрясающем памятнике египетского искусства – потолке в гробнице Сенмута (Сененмута). Сенмут – легендарная личность, египетский выдающийся зодчий и государственный деятель периода XVIII династии Нового царства, бывший, вполне вероятно, возлюбленным женщины-фараона Хатшепсут, считающейся в наше время одним из самых известных правителей Египта, наряду с Тутмосом III, Аменхотепом III, Эхнатоном, Тутанхамоном, Рамсесом II и Клеопатрой VII. Сенмут – создатель погребального храма Хатшепсут Джесер-джесеру («Священнейший из священных») в Дейр эль-Бахри. Он же руководил разработкой карьеров, транспортировкой и возведением самых высоких и известных в мире обелисков-близнецов у входа в храм Карнака.

К сожалению, сама гробница Сенмута, находящаяся рядом с храмом Хатшепсут, в значительной степени разрушена, фотографий ее интерьеров мне найти не удалось, поэтому здесь я привожу лишь фрагмент изображения знаменитого потолка. Он представлен на рис. 2.108.

Рис. 2.108. Фрагмент росписи потолка из гробницы Сенмута,

http://new.chronologia.org/volume6/vish_senmut1.html [124]

Вы видите на этом изображении развернутый в плоскость двускатный потолок. Одна панель потолка (на данном рисунке она снизу) представляет собой календарь (двенадцать кругов – месяцы года), под ними шествует вереница деканов, разделенная на две части, а посередине по всей высоте панели изображены созвездия приполярной зоны Северного полушария, видимые на египетском небе. В самой высокой части на стыке панели с каждой стороны потолка отделены друг от друга двумя рядами звезд, между которыми находятся пять полос иероглифов. Вторая панель (на данном рисунке верхняя) и по сей день служит предметом споров в ученом мире египтологов в связи с расположением Ориона и Сириуса, находящихся в центральной части панели и выглядящих примерно так, как изображено на рис. 2.106 (3). Детали этой дискуссии выходят за пределы задач данной книги, поэтому в них вдаваться мы не будем.

Но здесь есть и моменты, непосредственно касающиеся моего анализа собирательных изображений богов. И, прежде всего, наличие иероглифов помогает разобраться в том, кто есть кто в представлениях египтян, во всяком случае, в период Нового царства.

На рис. 2.109 показано, как соотносится зона созвездия Ориона и Сириуса, выделенная на рис. 2.108 красной рамкой (1), с современной звездной картой того же региона (2). Именно так видны Орион и Сириус на зимнем небе Северного полушария.

Рис. 2.109. Фрагменты изображения потолка в гробнице Сенмута и современной карты звездного неба той же зоны,

http://cdn.bolshoyvopros.ru/files/users/images/9a/da/9adaa1ca7a57c8cc37d921923a25d97b.jpg [125] (рисунок адаптирован)

Если зимой смотреть на ночное звездное небо из Северного полушария, то совпадение полное: первым на востоке поднимается Орион, а уже после него появляется Сириус. Обратите внимание на количество звезд в Орионе, соединенных линиями (пусть Вас не смущает: под тремя звездами пояса Ориона находится не только звезда, но и туманность и область звездообразования). Основных звезд восемь, по ним строится контур тела Ориона.

А теперь на рис. 2.110 рассмотрим в увеличенном виде иероглифику, выделенную на (рис. 2.109 – 1).

Рис. 2.110. Иероглифическая надпись на фрагменте потолка из гробницы Сенмута

В левой части фрагмента в ладье стоит женская фигура в короне, принадлежащей собирательному образу Сопдет-Исида-Сириус, имеющей два вертикальных прямых пера и одно (страусово) наклонное. В верхней части над нею находится иероглифическая надпись, точно указывающая на звезду Сириус и Исиду, женская фигура внизу – Сопдет (стрелками указано, к кому иероглифы относятся).

В левой части рисунка справа от женской фигуры в ладье плывет Орион, что мы видим по иероглифам в правой части (в верхней зеленой рамке). Под двумя пятиконечными звездами показано, что это действительно Орион, и восемь точек представляют собой восемь крупных звезд, обрисовывающих контур созвездия (см. рис. 2.109). Но под этой зеленой рамкой есть еще одна. На ней иероглифы Осириса, между которыми стоят еще звезды, что говорит о связи образов Орион-Осирис.

Вот мы и разобрались с собирательными образами богов и их связями с космическими объектами. Но, не забывайте, что такие изображения относятся к Среднему и Новому царствам официальной египетской истории. Считается, что именно тогда произошло слияние образа Сопдет с Исидой, причем первая была связана с Сириусом изначально. Поэтому могут рассматриваться такие сочетания: Сопдет-Сириус, Сопдет-Исида, Исида-Сириус и Сопдет-Исида-Сириус. Что касается их мужских «половин», то изначально был Сах, и его связывали с Орионом, затем появился Осирис, ставший царем Дуата и отобравший, таким образом, у Саха значительную часть его функций. Произошло почти полное слияние этих двух богов, и оба они считались пребывающими под патронажем Ориона. Здесь могут рассматриваться следующие варианты сочетаний: Сах-Орион, Сах-Осирис и Осирис-Орион, а вариант Сах-Осирис-Орион мне не встречался.

Если рассматривать только ЛДЗ, то можно признать, что на нем (фрагмент 2 – рис. 2.105) изображена звездно-земная божественная триада Сах – Сопдет – Сопду и зафиксирована их связь с космическими объектами, но в иероглифах Сопдет указывается и на ее связь с Исидой.

Фрагмент 3 – это Маахес (Михос, Мэйхес, Махес), еще один персонаж, который относится к группе богов. Он находится слева от Овна и на рис. 2.103 обозначен как фрагмент под номером 3. На рис. 2.111 – 1 показано, как выглядит этот участок на ЛДЗ: слева от Овна стоит львиноголовый бог Маахес. В руках у него жезл Уас и анкх. Как и все боги-львы, это мощнейшая защита. Левее стоит еще один бог с жезлом Уас и анкхом в руках, но он звездный – над головой у него выпуклая звезда. Идентифицировать его мне не удалось. У планет и часовых звезд есть иероглифы и нет регалий богов и царей в руках. Возможно, в данном случае звездный бог усиливает защиту, которую обеспечивает Маахес. В центре (2) Маахес и Овен показаны при большем увеличении. Справа (3) приведено изображение бога Маахеса на обратной стороне так называемой воинской доски одного из фараонов Египта позднего периода.

2.111. Египетский бог Маахес,

3 – Википедия

Маахес – бог войны. Его имя означает «тот, кто правдив рядом с ней». Последнее как бы связывает его с богиней Маат. Он считался сыном бога Ра и богини-кошки Баст в Нижнем Египте. В Верхнем Египте его считали сыном Ра и богини-львицы Сехмет.

Маахеса египтяне ассоциировали с войной, мощной защитой и часто изображали с ножами в обеих руках, еще его считали пожирателем пленных. И в то же время Маахеса связывали с погодой, цветами лотоса. Возможно, это тоже слияние двух богов – сыновей Сехмет – Маахеса и Нефертума (последний – сын Сехмет и Птаха, бог растительности, изображался в виде младенца, сидящего на лотосе или юноши с лотосом на голове, а Маахес – львом или человеком с головой льва в разных коронах и даже, как Нефертум, в короне с лотосом). Ассоциация с Нефертумом подчеркивается еще и двумя Деканами, стоящими непосредственно под Овном и Маахесом (рис. 2.111 – 1). На этих Деканах на лотосах сидят два младенца: левый символизирует восходящее Солнце, правый – Нефертума. Он подчеркивает, что перед Эпохой Овна (или в самом начале ее) произошло какое-то событие, связанное с Солнцем, требующее включения максимальной защиты. Но это пока лишь предположение.

14.5.2. Западная полоса

Теперь рассмотрим в таком же ракурсе западную полосу. По аналогии с предыдущим параграфом сначала будет показано общее распределение символов западной полосы, которые могут быть связаны с «мифологией». На рис. 2.112 приводится рисованная полоса, а сверху над нею показано изображение символов непосредственно на ЛДЗ.

Рис. 2.112. «Мифологические» боги на западной полосе ЛДЗ

Поскольку зодиакальные символы идут по обеим полосам в направлении Эпох БМК, на западной полосе мы будем рассматривать их справа налево. Особой сложности в трактовке они не представляют, поэтому здесь я не буду делить их на самостоятельные фрагменты.

Бог Ан в этой последовательности оказывается первым. О нем мало что известно. На КДЗ он вообще отсутствует, а на ЛДЗ изображен в виде антропоморфного божества с головой сокола. Здесь (рис. 2.113) он изображен пронзающим копьем голову Месхетиу (современное созвездие Большой Медведицы).

Рис. 2.113. Северная полярная группа созвездий

Созвездие Ана идентифицировать с современным созвездием мне не удалось. Иероглифы не все различимы, во всяком случае, по ним он определенно солнечный бог Сокол. В литературе высказывается предположение, что это созвездие Лебедь, правда с оговоркой. Думаю, что Лебедем оно быть не может, т.к. не является приполярным и находится довольно далеко от Большой Медведицы.

Мифологически бык – животное Сета. Возможно, Ан – одна из ипостасей бога Гора. Иногда Месхетиу изображается по-разному. Например, на КДЗ – в виде передней ноги быка-Сета, отрубленной по легенде Гором. Иногда целым быком. На ЛДЗ показана вся передняя часть быка вместе с головой, но без передних ног, а задние ноги связаны цепью, которую держит бегемотиха Тауэрт. Этот чрезвычайно важный момент будет проанализирован в следующих параграфах. На ЛДЗ в руках у Ана копье, на других изображениях может быть веревка. Но это не суть важно. Копье в данном случае – оружие против Сета. На некоторых изображениях Ан носит на голове в качестве короны Солнце.

Следующий персонаж – Ихневмон. Здесь он выглядит совершенно так же, как на КДЗ, и, скорее всего, в ипостаси мангуста-Ихневмона выступает Ра в борьбе со змеем Апопом (символом всеобщего зла).

После Ихневмона в ряду «мифологических» символов рядом с Девой стоит бык Апис с мотыгой в руках. Повторяться не буду, он подробно описан в разделе 4.2.

А вот следующий символ выглядит весьма необычно: это змея, заключенная в рамку (рис. 2.114).

Рис. 2.114. Фрагмент на западной полосе ЛДЗ (1) и богиня Рененутет (2),

2 – http://egypt-gods.dtdm-rostov.ru/Renenutet.html

Когда я рассматривала созвездия, то писала, что с равной вероятностью можно идентифицировать перевитую змею в рамке и как очень длинное созвездие Гидры и как богиню – змею с женской головой, имя которой Рененутет. Необычная внешность, не правда ли? Но за этим грозным обличьем скрывалась щедрая и добрая богиня, покровительница урожаев и жатвы. Видимо именно поэтому она стоит близко к созвездию Девы. Это дает мне право на такую интерпретацию символа. Рененутет обеспечивала пропитанием весь Древний Египет! Она дарует изобилие, богатство, удачу, счастье, помогает при родах. Иероглифов рядом нет.

Следом за Рененутет идет группа связанных между собой символов, которые я уже затрагивала ранее: это созвездие Льва и находящиеся сзади него женские фигуры (как раз между Львом и змеей в рамке). К сожалению, в этой части ЛДЗ имеются значительные разрушения, но с помощью КДЗ и общего знания символики мне удалось их восстановить. Сейчас мы детальнее рассмотрим данный участок на ЛДЗ и КДЗ (рис. 2.115 и 2.116 соответственно).

Рисунок 2.115. Зона Льва и восстановление разрушенного участка

Рис. 2.116. Зона вблизи созвездия Льва на КДЗ

При восстановлении контуры изображения в разрушенной зоне ЛДЗ я сделала пунктиром (2). Зодиакальный Лев стоит в ладье, за кормой которой находится женская фигура с цепом в левой руке, правой рукой держащая Льва за конец хвоста и таким образом управляющая им. За нею сидит на стуле другая женская фигура и, судя по оставшейся части фрески, держит на руке младенца.

Изображения несколько отличаются: на КДЗ первая в этой группе женская фигура, стоит не в ладье, а на хвосте Льва и держится за хвост у его основания двумя руками. Относительно птицы ничего определенного сказать нельзя из-за разрушения, а две другие богини, которые на КДЗ находятся под ладьей Льва, на ЛДЗ тоже присутствуют практически в той же зоне, только уже «переехали» в самое начало восточной полосы (выше мы уже их рассматривали).

Здесь важно следующее: и на КДЗ и на ЛДЗ в одной и той же зоне Льва –Скарабея-Рака зафиксировано катастрофическое событие, которое отразилось на шкале Времени. На КДЗ Скарабей-Рак оказался частично на месте Льва, но севернее его. На ЛДЗ он вообще исчез со шкалы Времени: на западной стене шкала заканчивается подо Львом, на восточной – начинается с богинь Анукет и Сатет, затем идет триада богов Сах-Сопдет-Сопду (в последовательности Сопдет-Сопду-Сах), а затем уже после часовой звезды мы сразу видим зодиакальное созвездие Близнецов.

К оглавлению



Эзотерические консультации он-лайн

Комментарии: (0)   Оценка:
Пока комментариев нет

Все права защищены (с) divinecosmos.e-puzzle.ru

Сайт Дэвида Уилкока

Яндекс.Метрика



Powered by Seditio