статья

Павлова С.Н. - Мистерия Хирама

 

Эта статья посвящена довольно узкому вопросу, который ни в коей мере не касается ни истории тайных обществ, в том числе и масонства, ни оценки их деятельности. В двух словах: масонство – это движение, возникшее в XVIII веке в виде закрытойорганизации. Этика и философиямасонствадопускаетисповедание любой религии. Наибольшую роль оно играло в XVIII — началеXIX вв. Именно в то время в его рядах были лучшие представители интеллектуально-духовной элиты. В этой статье я не собираюсь ничего говорить о том современном масонстве, которому посвящено много публикаций, в том числе и на этом сайте. Сохранив (в основном) символику, современное масонство исповедует совершенно другие этические и моральные нормы и преследует свои собственные цели.

[more]

Здесь мы поговорим о том, что называется в масонской традиции Мистерией Хирама.

Имя Хирама знакомо большинству людей по библейской истории строительства знаменитого Храма Соломона. Хирам Абифф – имя великого мастера-строителя, которого Соломон пригласил из Тира для строительства Храма – Вечного Дома Бога. Но, как и все в Библии, строительство Храма  требует более глубокого анализа, исходящего из эзотерических представлений о процедуре и персоналиях Великого Делания (по терминологии масонства). Не будем забывать, что в масонстве Бог – Великий Архитектор Вселенной.

Все пласты человеческих цивилизаций и во времени и в пространстве связывает преемственность знаний, открытая по поверхности и тайная в своих неизмеримых глубинах. Можно провести некоторую аналогию с человеческой нервной системой, но только некоторую. В процессе функционирования человеческого существа нервная система играет организующую роль, но лишь малая толика ее проявлений может быть зафиксирована и осмыслена нашим разумом, остальное мы  не замечаем, а большая часть этих проявлений  для нас -  тайна за семью замками. Так и знания для всего человечества.

В связи с этим хочется привести несколько очень мудрых мыслей по поводу уровня нашего знания и незнания.

У В.И. Крыжановской-Рочестер в ее “Магах” [1] есть замечательные слова, вложенные в уста самого просвещенного из героев:

Когда  я бросаю взгляд на бесконечные тайны, которые мне еще предстоит изучить, я дрожу от своего невежества и чувствую себя слепой и ничтожной пылинкой!  

Сразу припоминается и один из афоризмов Гермеса, что только глупец знает все, кроме своего невежества. И по сему, в качестве напутствия и пожелания всем-всем-всем позвольте  напомнить отрывок из письма Н. Лескова к своему приемному сыну Б. Бубнову [2]:  

Не дай Бог тебе познать успокоение и довольство собою и окружающим, а пусть тебя томит и мучит слепое недовольство. Тогда будешь расти, а иначе “одебелеет и утучнится сердце твое, и будешь яко свиния в теплом кале, от чего и да сохранит нас живой Бог, живущий в движении естества”.

Один из путей “к святому недовольству”, следовательно, к самосовершенствованию, – это проникновение в сферы великих знаний с чистым сердцем, полным добра и любви.

Можно провести единую линию от тайных герметических знаний древних через тайные общества – катаров, тамплиеров, розенкрейцеров, масонов – к современности. Серьезное изучение истории, символизма и философии этих более или менее легализированных отпочкований от единого тайного источника требует глубочайшей работы. В данный момент это не является нашей задачей. Поэтому я лишь намечу общую нить, связывающую воедино философские доктрины древних, в том числе и Герметизм, строительство Храма Соломона – Вечного Дома Бога – и более поздние тайные общества. Именно единый источник тайных знаний и обуславливает близость символики, терминологии, ритуалов и во многом сути философской и этической основы всех тайных обществ. Имеют место не заимствование друг у друга, а общие корни.

В качестве иллюстрации этого единства можно с различных ракурсов рассмотреть легенду о Хираме, уходящую в далекую добиблейскую эпоху.

Прежде всего, вспомним некоторые понятия, важные для данной темы.

Под Мистериями, с одной стороны, понимаются Таинства в виде драматизированных представлений, в которых тайны космогонии, происхождения вещей, природы человеческого духа и его отношения к телу, методов очищения, смерти и возвращения к жизни, как и природы вообще, олицетворялись жрецами и неофитами в процессе ритуальных процедур. Их тайное значение основывалось на глубоких философских доктринах.

 С другой стороны, – это суть реальных или мифологических событий с их глубокой мистической философской интерпретацией.

Линия  “физическая смерть –  возрождение”  является основой большинства Мистерий: египетских (Мистерия Осириса), греческих (Элевсинской и Орфической), библейских (Хирама, Иисуса), ряда восточных древних, некоторых более поздних, например, гибели Жака де Моле – последнего Великого Магистра тамплиеров и других. Наша задача в настоящий момент – рассмотреть Мистерию Хирама, по возможности, с различных сторон.

 1. Легенды о Хираме

Библейская история

Существует некоторое разночтение легенд о Хираме в Библии и в источниках тайных обществ.

По Библии напомню кратко: царь Давид составил подробнейший проект будущего Храма – Вечного Дома Бога – и собрал несметные богатства и материалы для осуществления его строительства. Но, поскольку на Давиде было много пролитой в войнах крови, божественным повелением ему было запрещено самому построить Храм. Эту священную задачу Давид возложил на своего сына и преемника – Соломона, само имя которого означало “Мирный”, оставив ему в виде завещания свой детально разработанный проект.

На четвертый год своего правления Соломон приступил к строительству, пригласив в качестве руководителя всех работ архитектора Хирама, которого ему прислал царь Тира, тоже Хирам. Строительство длилось семь лет, затем Храм был освящен, а архитектор Хирам благополучно отбыл домой в Тир.

  Масонская трактовка истории Хирама

Царь Соломон, любимец Бога, вместе с троном унаследовал от отца и титул Великого Мастера Иерусалимской Ложи.  Он посвятил свою жизнь возведению Храма Богу и дворца царей Израилевых. Верный друг Давида – Хирам, царь Тира, прослышав о том, что сын Давидов сел на трон Израиля, послал Соломону поздравления и предложил помощь. Хирам из Тира послал к нему также Великого  Мастера Архитекторов Диониса* Хирама Абиффа, “вдовьего сына, не имевшего равных среди умельцев земли”.

Мэнли П. Холл пишет [3], что масонская легенда о строительстве Храма Соломона сильно расходится с версией Писания, особенно в том, что касается Хирама Абиффа.

В отличие от библейской версии, Хирам не вернулся на родину, а в масонской аллегории был подло убит. По этому поводу М. Холл ссылается на А. Уэйта, который в своей “Новой энциклопедии Масонства” пишет:

Легенда о Мастере – Строителе есть великая аллегория Масонства. Самая фабула основана на том, что это имя упомянуто в Библии, но исторические детали тут случайны и не существенны; тут важна аллегория, а не история, за ней стоящая.

Хирам описывался “как уроженец Тира, но по происхождению израильтянин”. “Карманный путеводитель по масонству”, опубликованный в 1771 году, описывает Хирама как наиболее умелого, искусного и пытливого работника, какой когда-либо жил... [3]

Все богатые и значительные сооружения Тира были возведены или спроектированы Хирамом. Соломон назначал его в свое отсутствие Помощником Великого Мастера в Ложе. В присутствии же Соломона он был Старшим Великим Стражником, Мастером Работы и Наблюдателем над всеми Мастерами Тира и Сидона... Хотя возведение Храма Соломона потребовало огромных трудов, по словам Джорджа Оливера, “это было небольшое строение, весьма уступающее по размерам нашим церквям”. Прилегающие к храму строения и огромное количество золота и драгоценных камней, использованных в строительстве храма, составляли неимоверную ценность и стоимость. В середине храма находилась Святая Святых, иногда называемая Оракулом. Это был точный куб, каждое ребро которого равнялось 20 локтям (около 10 м),  сооружение это несло на себе отпечаток египетского символизма, что  совершенно  естественно, т.к. основные пропорции при строительстве были повторением Скинии Моисея, который  вложил свои знания египетского жреца высшего Посвящения и в принцип устройства Скинии и самого Ковчега Завета.

Примечание: * Имя Диониса встречается на табличках крито-микенского письма ещё в 14 веке до н.э., распространение же культа в Греции начинается с Орфея и имеет пик около 8-7 века до н.э.

Вся группа храмовых строений была украшена 1453 мраморными колоннами восхитительной формы, а также 2906 пилястрами, украшенными капителями. Широкий портик был обращен на восток, а вход в Святилище был обращен на запад. Согласно традиции, различные строения и двор вмещали в общем 300000 человек. И Святилище, и Святая Святых были отделаны золотыми пластинами, инкрустированными драгоценными камнями.

Царь Соломон начал возведение Храма на четвертый год своего правления, и, насколько мы знаем сейчас, было это 21 апреля, а закончил строительство на одиннадцатый год правления 23 октября. Храм был начат на 480 год после того, как дети Израиля пересекли Красное море [3].

Вот ту-то и получаются накладки в хронологии: если верить Э. Шюре [4] (и другим источникам), Исход был сразу (или почти сразу) после Рамзеса II.  По официальной хронологии время правления Рамзеса II – это 1290-1224 г.г. до н.э. Но если исходить из библейской хронологии, учитывая дату рождения Соломона 970-965 г.г. до н.э., то время Исхода получается что-то около 1440-1430 г.г. до н.э., а это в Египте на стыке правлений Тутмоса III и Аменхотепа II, при которых, что исторически достоверно, никаких исходов не было.

И еще одна нестыковка: если Храм был “небольшим строением, весьма уступающим по размерам нашим церквям”, то как в нем, включая даже дворы, можно было разместить 300 тысяч человек?

Вызвавшая много дискуссий книга Андерсона “Конституция масонства”, опубликованная в Лондоне в  1723 г. и перепечатанная Франклином в 1734 г. в Филадельфии, так описывала разделение труда строителей, занятых при возведении Вечного Дома:

Ни храм Дагона, ни лучшие строения Тира и Сидона не могли сравниться с Вечным Храмом Бога в Иерусалиме... где в работах под руководством Соломона было занято 3600 Князей, или Мастеров-Масонов, 80000 каменотесов, или Товарищей Ремесленников, и 70000 рабочих, т.е. всего 153600, не считая рекрутированных рабочих...  числом 30000, и, таким образом, всего было 183600 [3] (выделения СП).

Скорее всего, к любым цифрам во всех аллегориях и трактовках тайных обществ нужно относиться как к нумерологическим шифровкам, а ни в коем случае не впрямую. К тому же, у разных авторов цифры часто не совпадают. Даниель Сикль, например, говорит о 3300 Мастерах вместо 3600 и упоминает отдельно трех Великих Мастеров. Он же оценивает стоимость работ в четыре миллиарда долларов. Итак, далее по легенде:

Хирам, как Мастер Строитель, разделил рабочих на три группы, которые именовались Входящими Подмастерьями, Товарищами Ремесленниками и Мастерами Каменщиками (Мастерами Масонами). Каждой группе он дал пароль, с помощью которого можно было бы быстро определить принадлежность работника. В то время как все были разделены по их умению, некоторые остались недовольными, потому что претендовали на более высокое положение, нежели то, которое отвечало их способностям. Наконец, три Товарища Ремесленника, более смелые, чем другие члены их группы, решили силой заставить Хирама открыть им пароль степени Мастера. Зная, что Хирам в полдень всегда ходит молиться в незаконченную Святая Святых,  эти  разбойники,  чьи  имена  Джубела, Джубело и Джубелум,  подкараулили  его у главных ворот храма, по одному человеку с разных сторон. Хирам, готовый оставить храм через южный вход, внезапно столкнулся с Джубелой, вооруженным линейкой, длиной в 24 дюйма. В ответ на отказ Хирама открыть ему Слово Мастера, разбойник ударил линейкой мастера в горло, и раненый Хирам побежал к западным воротам. Но там его ждал Джубело с подобным же требованием и, получив отказ, ударил Мастера угольником в грудь. Изнемогающий Хирам пытался ускользнуть через восточные ворота, где его встретил Джубелум и ударил Мастера молотком между глаз, после чего тот умер [3].

Здесь хочется обратить внимание на то, что причиной всех недовольств от внутреннего бунта до революций включительно является невежество. Пока в человеке жив абориген, он всегда будет агрессивен к тем, кто стоит выше его по иерархической лестнице, не имеющей никакого отношения к социально-политическим структурам. Это лестница Духа, лестница Знания и Культуры. Классовая  борьба, как таковая, не существует; все бунты – это агрессия невежества против Знания, Культуры и Духа. Потому и обозначено невежество и у египтян и у всех последующих структур, несущих эстафету Знания, врагом №1 для всего человечества, главным его “мучителем” по Тоту-Гермесу. Эти трое убийц – утроенный символ невежества, пытающегося силой отнять “пароль”, т.е. прорваться на более высокий, вожделенный уровень положения (в их понимании) единственно мощью собственной агрессии. Вся история человечества показывает, к чему это приводит.

Тело Хирама убийцы погребли под горой Мориа, а на могиле была посажена ветка акации. Убийцы после этого пытались убежать в Эфиопию, но порт оказался закрыт. Преступники были схвачены и после признания казнены. Все три группы строителей были посланы Соломоном искать тело Мастера, и одна из них обнаружила могилу с зеленым ростком на ней. После того как Входящие Подмастерья и Товарищи Ремесленники не смогли оживить своего Мастера, он был поднят Мастером Масоном “сильной хваткой львиных лап[3] (выделения СП).

Есть еще легенда о Хираме, имеющая несколько иной оттенок. В нее вписывается еще и любовный треугольник Соломон – царица Савская – Хирам. Последний выстроил и украсил не только Вечный Дом Бога, но и дворец Соломона и множество других прекрасных зданий. Но, как написано в [4], “печальный среди своего величия, он жил, понимаемый и любимый немногими, ненавидимый многими, и, между прочим, Соломоном, завидовавшим его гению и знаменитости”.

Что-то сомнительно. Царь в Израиле был на такой недосягаемой высоте светской и духовной власти, к тому же еще Посвященный и Маг!

Но, тем не менее, дальше в этой легенде события описываются в следующем порядке: в Иерусалиме появляется царица Савская, между нею и Соломоном происходит то, что мы хорошо знаем из Библии, потом, а это уже не из Библии, Соломон предлагает ей стать его женой, и она принимает предложение. Но, посетив Храм, царица пожелала увидеть строителя, который сделал такие чудеса, и Соломону ничего не оставалось, как представить Хирама царице Савской. Тут возникла мгновенно любовь с первого взгляда, но слово Соломону уже было дано. Хирам демонстрирует царице свои способности, в том числе и магические. Соломон принимает решение уничтожить соперника и выбирает из числа подмастерьев трех недовольных своим положением и претендующих на степень Мастера, которым Хирам перед этим отказал из-за недостатка знаний и лености. Далее следует процедура изготовления знаменитого медного “моря”, но, в отличие от библейской истории, сначала диверсия преступной троицы спровоцировала аварийную ситуацию: расплавленный металл перелился через край и быстро стал растекаться. Началась паника. Огонь ничем невозможно было остановить. А вот дальше я приведу цитату из [4] целиком:

Вдруг он (Хирам) услышал голос, взывавший к нему сверху: “Хирам! Хирам! Хирам!” Он поднял глаза и увидал гигантскую человеческую фигуру. Голос продолжал: “Приди, сын мой, не опасайся, я сделал тебя несгораемым; бросься в пламя”.  Хирам бросился в горнило и там, где другие нашли бы смерть, он вкушал невыразимое блаженство; привлекаемый неодолимой силой, он не мог выбраться из горнила и спрашивал того, кто увлекал его в бездну:

— Куда ты ведешь меня?

— В центр Земли, в душу мира, в царство великого Каина, где вместе с ним царствует свобода. Там тираническая власть Адоная (в еврейской традиции имя Адонай является одним из имен Иеговы)  прекращается; там мы можем, презирая его гнев, вкусить плод от древа познания; там жилище твоих отцов.

— Кто же я и кто ты?

— Я отец твоих отцов, я сын Ламеха, я Турбалкаин.

Турбалкаин ввел Хирама в святилище огня, где объяснил ему слабость Адоная и низкие страсти этого Бога, врага своего собственного творения, которое он осудил на неутолимый закон смерти, чтобы отомстить за благодеяние, которое Дух Огня оказал ему. Хирам был введен в присутствие своего родоначальника Каина. Ангел Света, родивший Каина, отражался в красоте этого сына любви, благородная и великая душа которого возбудила зависть Адоная. Каин рассказал Хираму все испытанное им, страдания и несчастья, навлеченные на него неумолимым Адонаем. Вдруг он услышал голос того, кто был отраслью Турбалкаина и его сестры Наамы:

— У тебя родится сын, которого ты не увидишь; многочисленные потомки его увековечат твой род, станут выше адамова рода и приобретут владычество над миром; много столетий будут они посвящать свое мужество и дарования на пользу вечно неблагодарного рода Адама, но, наконец, лучший сделается сильнейшим и восстановит на земле поклонение Огню. Твои сыны, непобедимые в твоем имени, уничтожат тиранство Адоная. Слушай, сын мой, Дух Огня с тобою!

Хирам был возвращен на землю. Турбалкаин, прежде чем оставил его, дал ему молоток, которым сам сделал великие вещи, и сказал ему:

— Посредничеством этого молотка и с помощью Духа Огня ты быстро кончишь работу, оставшуюся незаконченной по людской глупости и злобе.

А дальше вкратце: на рассвете, вооруженный магическим орудием, Хирам отлил свое “море”; наступило всеобщее ликование; затем последовало интимное объяснение Хирама с царицей, которая после этого похитила у пьяного Соломона свое кольцо, подаренное ему ею же в залог данного слова. Но, конечно, Соломон не успокоился и натравил на Хирама все тех же трех убийц, которые и совершили убийство Мастера в Храме.

Дальше последовало то же тайное захоронение тела с веткой акации на могиле, но... В отличие от рассказанной ранее легенды, после того как Хирам семь дней не появлялся в храме, по настоянию народа, Соломон был вынужден предпринять поиски. Тело было найдено тремя Мастерами. На всякий случай слово пароля Мастера было изменено. Убийцы, боясь расплаты, покончили с собой, а их головы были принесены Соломону.

Обсуждать этот вариант легенды, видимо, смысла не имеет. Тут явно просматривается масса натяжек и всяких любовных накруток, недостойных ни Соломона, ни царицы Савской, ни Хирама не только чисто исторически, но и аллегорически, поскольку все трое – Маги высочайшего Посвящения, а вот новая божественная линия человечества, идущая от Каина, очень интересна и, по крайней мере, заслуживает того, чтобы быть озвученной и дать пищу для размышлений.

В этой интерпретации весьма важны генеалогические корни самого Хирама, которые я сокращенно привожу по [4].

 Уже с самого начала в легенде семья Адам – Ева – Авель – Каин выглядит совершенно не по-библейски. Один из Элохимов – Дух Огня Самаэль* – женился на Еве, и именно от него она имела сына Каина. Но Иегова или Адонай создал Адама и соединил его с Евою; от чего пошло семейство Авеля. Адонай отверг дары Каина и возбудил вражду между потомками Элохима, рожденными от Огня, и сыновьями Авеля, происшедшими только  от земли. Каин убил Авеля, а Адонай подчинил сыновьям Авеля благородное семейство Каина, которое изобрело искусство и распространило науку. К потомкам Каина относятся следующие библейские персонажи:

Енох научил людей обрабатывать камни, строить здания и устраивать гражданские общества;

Иаред и его сын Магухаил положили границы водам и научили людей делать из кедра бревна;

Мафусаил   написал священные книги, книги Тау и ввел символическое Т, по которому работники, происходившие от Духов Огня, узнавали друг друга;

Ламех таинственный предсказатель и  его сыновья: 

Иавала научил людей выделывать шкуры верблюдов и

Ювала изобрел арфу;

Наама изобрел искусство прядения и ткачества;

Турбалкаин изобрел металлургию, неудачно пытался в горах спасти род человеческий от потопа, но спас только себя и своего сына, которого предпочла мужу жена Хама второго сына Ноя, продолжив, таким образом, линию Турбалкаина;

Адонирам (он же Хирам Абифф) был призван Господом предводительствовать ратью свободных людей, соединявших сынов Огня с сынами мысли, прогресса и истины [4].

Примечание: * По Е.П. Блаватской Самаэль (евр). – это каббалистический титул князя тех злых духов, которые воплощают олицетворение всех людских пороков, ангел Смерти. Отсюда появилась идея Сатаны [5].

Из всего этого следуют удивительные вещи. Первое: Каин относится к обозначенным в Библии божественным сыновьям земных женщин. Именно его потомство несет в себе Божественную Искру. Второе: совершенно другой смысл приобретает история вражды Каина и Авеля и сам акт братоубийства. Следует обратить внимание вот на что: Каин – земледелец, а Авель – Скотовод. И именно Авель-скотовод (!) приносит Иегове (Богу силы) кровавую жертву – ягненка, которая милостиво принимается, а Каин-земледелец приносит растительную жертву, которая Иегове не угодна. Прозрачный намек на Иегову – еврейское жестокое божество силы. Каин убивает Авеля, но убийство (аллегорически – уничтожение низшего в человеке) не помогло и произошло третье: принудительное подчинение Огненной ветви представителям ветви сугубо земной, которое говорит о примате материального над духовным. Это санкционировано на тот период самим Адонаем-Иеговой. Четвертое и главное: именно этой Огненной, Божественной ветви человечество обязано своим Знанием и дальнейшим развитием.

Ничего не скажешь – весьма необычная интерпретация известного сюжета!

Такова подборка версий истории Хирама Абиффа, Универсального Благодетеля, Огненного Архитектора Божественного Дома, унесшего в могилу Утерянное Слово, которое, будучи произнесено, поднимает жизнь. Как бы ни трактовали и к чему бы ни привязывали смерть и воскресение Хирама, эта Мистерия сродни всем Мистериям гибнущих и поднимающихся (воскресающих) богов, героев и людей.

Для инициированного строителя имя Хирам Абифф означает “Мой Отец, Универсальный Дух, единый в сущности, тройной в аспекте”. Таким образом, убитый Мастер – это тип Космического Мученика, распятого Духа Добра, умирающего Бога, Мистерии которого празднуются по всему миру. В рукописях д-ра Сигизмунда Бакстрома, инициированного розенкрейцера, имеется следующее извлечение из фон Веллинга относительно истинно философской природы масонского Хирама:

Исходное слово “Хирам” является коренным, состоящим из трех согласных звуков Х, Р и М (Хет, Реш и Мэм). “Хет” означает “Хамах” Солнечный Свет, т.е. Универсальный, невидимый, холодный огонь Природы, привлекаемый Солнцем, который проявляет себя через свет, и посылается нам и другим планетарным телам, принадлежащим Солнечной системе. “Реш” означает “Руах”, т.е. “Дух, Средство”, которое переносит и собирает Свет в бесчисленное количество Фокусов, в то время как солнечные лучи света возбуждаются круговым движением и проявляют себя через Тепло и горящий Огонь. ”Мэм” означает “маджим воду, влажность” и даже, скорее всего, “Мать воды”, т.е. Радикальную Влажность. Эти три составляющие Универсального Агента, или Огня Природы, выражаются в одном слове Хирам [3].

Это прямая ассоциация с египетским высшим божественным пантеоном: Амон-Ра – Солнце, божественный свет, Шу – воздух и Нун – первозданная материя Хаоса, влажность, те самые “Воды”, над  которыми “Дух носился” (Бытие).

Альберт Пайк упоминает несколько форм имени: Chiram, Khiram, Khurm или Khur-Om, последняя из которых заканчивается индуистским звуком ОМ (АУМ). Пайк также соотносит трех разбойников с триадой звезд в созвездии Весов и привлекает внимание к тому факту, что халдейский бог Бел, превращенный в демона евреями, появляется в имени каждого из убийц –  Джубело, Джубела и Джубелум. Для того, чтобы интерпретировать легенду о Хираме, требуется знакомство с пифагорейской и каббалистической системами чисел и букв, а также с астрономическими и философскими циклами египтян, халдеев и браминов. Например, рассмотрим число 33. Тридцать три года правил в Иерусалиме Давид. Первый Храм Соломона стоял 33 года в первозданном великолепии. В конце этого срока он был разграблен египетским царем Шишаком (в другой транскрипции его имя читается как Сусаким) и, наконец, в 588 году до Р.Х. был полностью разрушен Навуходоносором, а народ Иерусалима был пленен и уведен в Вавилон. Иисус был распят на тридцать третьем году Своей жизни. Масонский Орден разделен на тридцать три символических степени. Человеческий позвоночник состоит из тридцати трех сегментов… [3].

Легенда в ее настоящей форме является сравнительно недавней, в то же время лежащие в ее основе принципы восходят к самой глубокой древности. Современными масонскими исследователями вполне допускается, что история убийства Хирама основана на ритуале Осириса, чья смерть и воскрешение фигурально изображают смерть человека и его духовное возрождение через инициацию в Мистерии. Хирам также  иногда идентифицируется с Гермесом. Из этой ассоциации очевидно, что Хирам должен рассматриваться как прототип человечества. На самом деле он является Платоновской Идеей (архетипом) человека. Как Адам после падения символизировал Идею человеческой деградации, так и Хирам через свое воскрешение символизирует идею человеческого возрождения.

Для мистически настроенного христианского масона Хирам представляет Христа, который в три дня (степени) поднял храм Своего тела из Своего земного захоронения, или гробницы. Тремя Его убийцами были агенты Кесаря (государство, Синедрион (церковь) и возбужденная толпа (сброд). Таким образом, рассматриваемый нами Хирам становится высшей природой человека, а его убийцы становятся невежеством, предрассудками и страхом. Воплощенный Христос мог выразить Себя только через человеческие чувства, мысли и действия. Правильное мышление, правильные чувства и правильные действия – это трое ворот, через которые сила Христа проходит в материальный мир для того, чтобы трудиться в возведении Храма Универсального Братства. Невежество, предрассудки и страх являются тремя разбойниками, чьей деятельностью Дух Добра убивается, и ложное царство, контролируемое неверным мышлением, неверным чувством и неверным действием, утверждается в мире. В материальной Вселенной зло кажется даже побеждающим.

В этом смысле, – пишет Даниель Сикль, –  миф обитателей Тира является постоянно повторяющейся историей человеческих деяний. Орфей был убит и его тело сброшено в Гебр; Сократ был принужден выпить цикуту; и во все времена мы видим Зло временно победителем, а Истину и Добродетели опороченными, преследуемыми, распятыми, убитыми. Но через мир уверенно и мягко шагает Вечная Справедливость: Тифон, дети тьмы, проводники зла – все они впали в забвение, а Истина и Добродетель медленно, но верно наступают, облаченные в божественное благородство и увенчанные вечной славой [3].

Масоны, тамплиеры, розенкрейцеры объединены единой философией, высоким духом и даже часто похожей символикой. Гибель последнего предводителя тамплиеров тоже своего рода Мистерия.

19 марта 1314 года Жак де Моле, последний Гроссмейстер Рыцарей Храма (тамплиеров), был сожжен на костре, сложенном на острове на реке Сене близ Парижа, где впоследствии была воздвигнута статуя короля Генриха IV.

“Легенда говорит, – пишет Дженнингс (“Индийская религия”), – Моле, горя, воззвал к Клементию, папе, который предпринял действия против Ордена и послал де Моле на костер, и сказал, что папа предстанет перед Высшим Вечным Судом в течение сорока дней, а Филипп (король) предстанет пред тем же ужасным трибуналом в течение года. Оба предсказания сбылись”. Близкое сходство масонства и тамплиеров заставляет усмотреть сходство между историей о Хираме и мученичеством Жака де Моле. Согласно этой интерпретации, три разбойника, которые убили своего Мастера у ворот Храма, потому что он отказался открыть секреты Ордена, представляют папу, короля и палачей. Де Моле умер, утверждая, что он невиновен, и отказываясь открыть философскую магическую тайну тамплиеров (“пароль Мастера”!) [3] (выделения  СП).

Англичане экстраполировали Мистерию Хирама для своей истории. Делались попытки соотнести термин “Сыны Вдовы”  (термин, часто используемый членами Масонского Ордена) с гибелью Карла I, потому что с убийством короля Англия стала “Вдовой”,  а все английские джентльмены    “Сыновьями Вдовы”.

Имеются веские причины полагать, что масонский Орден мог находиться под влиянием общества Френсиса Бэкона. Его символизм проникнут, без сомнения, двумя величайшими идеями Бэкона, бывшего организатором и душой английских розенкрейцеров: универсальным образованием и универсальной демократией. Смертельные враги универсального образования – это те же невежество, суеверия и страх, которыми человеческая душа удерживается в низших сферах. Отъявленными врагами универсальной демократии, которые когда-либо были у нее, являются корона, тиара и толпа. Таким образом, Хирам символизирует идеальное состояние духовного, интеллектуального и физического освобождения, которое когда-либо достигалось жертвой,  принесенной на алтарь человеческого эгоизма [3].

Тут следует еще раз отметить сходство философии, идеологии и символики Обществ Масонов и Розенкрейцеров.

Принятые масонами эмблемы видны на титульных страницах почти всех книг, изданных Френсисом Бэконом.

 Сам Френсис Бэкон рассматривается многими как живая жертва, принесенная на алтарь человечества; он был срублен в разгаре его трудов, и ни один исследователь его труда “Новая Атлантида” не упустит случая распознать  в этой работе символизм, близкий к масонскому. Согласно наблюдениям Джозефа Форта Ньютона, Храм Соломона, описанный Бэконом в этой утопии, –  это не дом, а скорее идеальное государство. Разве неправда, что Храм Масонства является эмблемой общества? И хотя принципы, заложенные в легенде о Хираме, очень стары, нет ничего невозможного в том, что в своей нынешней форме она основана на обстоятельствах жизни лорда Бэкона, который прошел через философскую смерть и был поднят в Германии*.

Примечание: * Личность Френсиса Бэкона окутана глубокой таинственностью, которая, безусловно, привнесена розенкрейцеровской деятельностью и организацией так называемого “Шекспировского кружка”, переставшего существовать около 1612 года, когда Френсис Бэкон  устранился от него и занялся написанием “Нового Органона”. Затем в 1626 году последовала мистифицированная смерть Ф. Бэкона, а через какое-то время, по некоторым сведениям, он появился в Германии.

По поводу числа 33 можно добавить следующее:

во-первых, это было мистическое число главы Ордена Розенкрейцеров и высшая ступень посвящения в Мастера;

во-вторых,  по всем правилам нумерологии, это было личное число самого Френсиса Бэкона:

                                             B   A   С   O   N

                                             2    1    3  14  13, 

                                      что в сумме составляет 33*.

В старых рукописях есть утверждения, что Масонский Орден был образован алхимиками и герметическими философами,  которые собрались вместе  для того,  чтобы сохранить свои тайны, в особенности от тех людей, которые, используя недостойные методы, вымогали у них секрет изготовления золота.   Тот   факт,  что   легенда  о  Хираме   содержит   алхимическую   формулу,  придает   этой  версии правдоподобие.

Таким образом, построение Храма Соломона представляет завершение Великой Работы, которая не может быть совершена без помощи Хирама –  Универсального Агента.

Масонские Мистерии учат инициируемого, как подготовить в своей собственной душе чудесный порошок проекции, которым возможно превратить глыбу человеческого невежества, извращенности и раздора в слиток духовного и философского золота [3].

 Понимать алхимию как науку о получении золота по меньшей мере, примитивно и некомпетентно. Речь идет именно о духовной трансформации. Здесь хочется напомнить философию духовной трансмутации Сен Жермена, описанную в его “Алхимии” [СЕН ЖЕРМЕН. КУРС АЛХИМИИ. Изд. “Лориэн”, 1994, 285 с.].

Теперь еще об одной очень интересной ниточке, связующей в единое целое различные периоды, культуры, регионы.

Существует достаточное сходство между масонским Хирамом и Кундалини индуистского мистицизма, что позволяет   сделать   предположение,   что   Хирам   может рассматриваться и как символ Духовного Огня, который движется через узлы (чакры) спинного столба.

Если соединить это с Египетскими представлениями, то получается, что наука человеческого возрождения есть Утерянный Ключ Масонства, потому что, когда Духовный Огонь поднимается  через 33 степени или позвонка спинного столба, входит в купол человеческого мозга, он, наконец, доходит до гипофиза (Исида), где заклинает шишковидную железу (Ра) и взывает к Священному Имени. Оперативное Масонство, в самом полном смысле этого слова, означает процесс, которым открываются Глаза Гора.

Примечание: * Сведения приводятся по материалам телевизионной передачи О.З. Кандаурова “Оазис” [6].

Е.У. Бадж заметил [7], что в некоторых папирусах, иллюстрирующих восхождение душ мертвых в судный зал Осириса, умершие имеют на голове сосновую шишку. Есть шишка и в прическе Будды в области чакры “Сахасрара”. Греческие мистики также носили палки, на конце которых было утолщение в форме сосновой шишки, которое называлось жезлом Вакха. В человеческом мозге имеется малое тело, называемое шишковидной железой, которое является священным глазом древних и соответствует третьему глазу Циклопа. Мало что известно о функционировании этой шишковидной железы. Как следует из ее названия, шишковидная железа есть священная сосновая шишка в человеке – единый глаз, который не может быть открыт до тех пор, пока Хирам (Духовный Огонь) не поднят сквозь священные печати (чакры), которые еще называются Семью Церквями Азии.

Имеются восточные изображения трех солнечных дисков. Один диск покрывает голову; в середине его сидит четырехголовый Брахма, имеющий тело таинственного темного цвета. Второй диск, покрывающий сердце, солнечное сплетение и верхнюю часть живота, показывает Вишну, сидящего на цветущем лотосе* на сиденье, образованном из колец змеи космического движения, семь голов которой образуют навес над головой бога. Третий диск помещен на воспроизводительной системе, в середине которой сидит Шива, тело его серовато-белого цвета, и из его головы вытекает река Ганг. Эта картина является работой художника-мистика, который долгие годы запечатлевал тонкие тайные философские принципы в этих фигурах **.               

В [3] это изображение интерпретируется следующим образом:

В применении к Масонству три солнечных диска представляют ворота Храма, в которых Хираму наносились удары; при этом нет северных ворот, потому что Солнце никогда не посылает свои лучи с этого угла небес. Север есть символ физического из-за его отношения ко льду (кристаллизованная вода) и к телу (кристаллизованный дух). В человеке свет сияет по направлению к северу, но никогда от него, потому что тело не имеет собственного света, но сияет отраженной славой божественных жизненных частиц, скрытых внутри физической субстанции.  Хирам  есть  мистическая  огненная  воздушная  вода, которая должна быть поднята через три великих центра, символизированных лестницей с тремя ступеньками и тремя солнечными дисками, изображенными индийским художником. Не только Хирам, но и богочеловеки почти каждой языческой Мистерии являются персонификацией Духовного Огня в человеческом спинном столбе.

Христианские легенды могут быть соотнесены с человеческим телом точно так же, как  это делается на Востоке, потому что тайные значения, скрытые в учениях обеих школ, являются тождественными [3].

В этих рассуждениях вместе со всеми привязками к  спинному столбу и, естественно, к чакрам совершенно не учитываются места нанесения ударов: горло, грудь, центр лба. А это весьма существенно.

Примечания: 

* В египетской иконографии есть изображение бога Аммона с четырьмя бараньими головами, а также рожденного на востоке Гора (иногда Ра), сидящего на распускающемся цветке лотоса.

** Индийская Божественная Троица ТРИМУРТИ (БРАХМА ВИШНУ ШИВА), в которой Брахма играет роль БогаОтца, Вишну Избавителя, а Шива   Разрушителя и Созидателя. 

 2.  Версии гибели Хирама

Обратимся непосредственно к процедуре убийства Хирама: первый удар (линейкой по горлу – чакра вишудха)  он  получает  с  южной стороны,  второй  удар (угольником  в  грудь – чакра анахата) – с западной, третий удар (молотком между глаз – чакра аджна) – с восточной. Это высшие чакры. Сразу рождается масса версий и толкований. Убивается высшая часть человека, то бишь человечества: сначала коммуникативность и воля (вишудха), затем сердце (анахата) и, наконец, третий глаз (аджна)! Что это значит? А то, что в человеке (в человечестве) остаются только низшие функциональные центры, духовность убита. Но, к великому счастью, остается высшая человеческая чакра – сахасрара, которая находится вне тела – над макушкой головы, ее уничтожить эти разбойники не могут, а  посему через какое-то время последует возрождение, человек будет поднят.

Не следует упускать из виду астрономические аспекты легенды о Хираме. Трагедия Хирама совершается прохождением Солнца через  определенные  точки, которые чаще всего связывают с  конкретными знаками Зодиака. Но тут возникают свои трудности: первая – в качестве периода или цикла данной Мистерии  могут  рассматриваться как год, так и эпохи Большого Миротворного Круга (25920 лет); вторая – прецессия точки равноденствия, вследствие которой солнцестояния и равноденствия – реперные точки – постоянно сдвигаются и только через почти 26000 лет снова приходят в те же самые знаки.

Следует заметить, что астрономических, вернее, астрологических интерпретаций Мистерии Хирама существует несколько, причем каждый интерпретатор, естественно, настаивает на своей. Несколько таких масонских интерпретаций я изложу со своими комментариями (курсив) и, кроме того, предложу кое-какие свои версии (тоже курсив).

 1 версия (астрологическая)

“Из путешествия Солнца по двенадцати знакам Зодиака, – пишет Альберт Пайк (в книге “Мораль и догма”), –  произошли легенды о двенадцати подвигах Геракла и воплощениях Вишну и Будды. Отсюда же появилась легенда об убийстве Хирама, представляющего Солнце, тремя Товарищами Ремесленниками, символами зимних знаков (Козерог, Водолей и Рыбы), которые убивали его в трех воротах неба и умертвили в зимнее солнцестояние. Отсюда следуют и поиски его тела девятью Товарищами Ремесленниками, другими девятью знаками, обнаружение его, похороны и воскрешение” [3].

Если придерживаться этой концепции, то указание на солнцестояние в Козероге при его сочетании с Рыбами и Водолеем говорит не о годичном процессе, а об эпохах, т.к. процедура происходит против часовой стрелки. Тогда следующие девять эпох отводятся поискам тела, а воскрешение Овне. Едва ли сам автор приведенной выше версии имел в виду такой расклад, но получается именно так. Но, с другой стороны, продолжительность Мистерии Хирама, равная 26000 лет, вполне вписывается в историю деградации земных цивилизаций, предшествующую рождению Иисуса Христа, т.е. переход из Эпохи Овна в Эпоху Рыб (если уж доводить версию до конца).    

 2 версия (астрологическая)

Другие авторы рассматривают три других месяца – Весы, Скорпиона и Стрельца – как трех убийц Солнца, точно так же в египетской мифологии с Сетом – убийцей Осириса. Сету отпущено тридцать градусов в созвездии Скорпиона. В христианских Мистериях Иуда также означает Скорпиона, и тридцать серебряников, за которые он предал Иисуса, означают число этих градусов в знаке Зодиака. Получив удары со стороны Весов (государство), Скорпиона (церковь) и Стрельца (толпа), Солнце (Хирам) было секретно перенесено через мрак знаками Козерога, Водолея и Рыб и похоронено у подножия холма (весеннее равноденствие)...

...Интервал в девяносто градусов может соответствовать тому интервалу, который занимают трое убийц. Эзотерически урна с прахом Хирама представляет человеческое сердце. Солнце-мученик обнаруживается Овном, Товарищем Ремесленником, и процесс его поднятия начинается во время весеннего равноденствия. Прецессия равноденствия заставляет разные знаки в разное время играть роль убийц Солнца, но принципы символизма при этом остаются прежними.

“...Солнце клонится к осеннему равноденствию, - пишет Роберт Браун (см. “Звёздную теологию и масонскую астрологию”), - ...чтобы снова быть убитым тремя осенними месяцами, лежать мёртвым три зимних месяца и быть поднятым тремя  весенними месяцами. Каждый год великая трагедия повторяется, и славное воскрешение происходит вновь” [3].

Тут тоже бросаются в глаза довольно грубые натяжки.

В последовательности знаков Зодиака (по часовой стрелке) просматривается, во-первых, соответствие годичному циклу; во-вторых, - искусственная подгонка поднятия Хирама под знак весеннего равноденствия: почему именно в течение трех месяцев его тело было “секретно перенесено” и только в равноденствие захоронено, чтобы тут же его оживили? Начало и конец цитаты явно противоречат друг другу. Правда, из-за отсутствия первоисточника невозможно определить, чья это накладка – автора или переводчика. Достаточно сказать: “...Солнце (Хирам) было похоронено у подножия холма и таким образом секретно перенесено через мрак знаками Козерога, Водолея и Рыб до его воскрешения в равноденствие...”, как некоторая логика восстанавливается. Но тут уже и равноденствие жестко привязывается к Овну, а дальше в этой же цитате говорится о прецессии равноденствия. Куда потерялись те девять Товарищей Ремесленников, которые искали тело? Если предположить, что речь идет об одном годе и что Хирама убили в Стрельце и тут же похоронили, то девять месяцев поисков приводят нас к поднятию в Весах, а это уже осень, что никак не вписывается ни в какую концепцию.

Попробуем проанализировать процесс гибели и поднятия Хирама в аспектах двух циклов – годичного и Большого Миротворного Круга (26000 лет) и начнем с рассмотрения основных реперных точек года. Всего их четыре: точки зимнего и летнего солнцестояния  и точки весеннего и осеннего равноденствия. Как ведет себя при этом Солнце? Во многих древних языческих культурах, а также в христианстве (православие не в счет) точкой возрождения, рождения или, как выражаются масоны, поднятия,  всегда была точка зимнего солнцестояния: Солнце начинает свой новый путь, день – свет – удлиняется, ночь – тьма – укорачивается. С этой  точкой связано и христианское Рождество. И не учитывать сего при выстраивании астрономических (астрологических) версий не стоит. С другой стороны, только в дни равноденствий Солнце совершенно точно восходит на востоке  и  садится на западе, деля время поровну между днем и ночью. 

Рассмотрим зимнее солнцестояние. Это самый короткий день и самое длинное царство ночи. Но именно с этой точки начинается поворот – Солнце поднимается все выше, день становится все длиннее, пока, пройдя через весеннее равноденствие, Солнце не достигнет своего апогея в точке летнего солнцестояния.

Рассмотрим путь Хирама в привязке к последовательности стран света. Что означает порядок: юг запад восток? Почему север в процедуре убийства остался незадействованным? Только ли потому, что с северной стороны Храма не светит Солнце и там не было ворот? Попробуем разобраться по схеме смертного пути Хирама, приведенной на рис.1 (жирная линия: Ю Г® ЗАПАД ®  ВОСТОК), и совместить его и с годичным циклом и с Большим Миротворным Кругом. Если рассматривать эту процедуру как годичную, то логика подсказывает, что поднятие (возрождение) должно быть на СЕВЕРЕ. Тогда дорисуется еще одна  часть  окружности (пунктир).  Получается  половина солнечной свастики. Именно с момента завершения в точке СЕВЕРА фигура приобретает динамику: движение по часовой стрелке, т.е. в направлении Светлых Сил. С моей точки зрения, это тоже подтверждает, что поднятие начинается именно с самой северной точки – с точки зимнего солнцестояния.   

   

Схема смертного пути Хирама

Согласно христианскому мистицизму, когда Утерянное Слово будет найдено, оно будет найдено в стойле, окружено животными и отмечено звездой. Что это, как не Рождество Иисуса Христа? Это еще раз говорит в пользу  точки зимнего солнцестояния. Если стоять на такой позиции, то приведенные выше версии и 1 и 2 кажутся не слишком убедительными.

Можно объяснить точку востока как точку смерти еще и так: движение Солнца с востока на запад – это кажущееся движение и только для обитателей Северного полушария.

На самом деле Земля вращается в противоположную сторону – с запада на восток, а по сему – именно на востоке для самой Земли Солнце уходит за горизонт. Но от востока к северу  путь короткий  только через эпохи, а не через месяцы одного года. Тогда, может быть, уход приходится на одну эпоху, а поднятие – через 1/4 часть круга, т.е. через три эпохи именно в точке зимнего солнцестояния, что мы и имеем, если, согласно эпохам, движемся против часовой стрелки. Кроме того, при таком предположении как бы состыковываются годовые циклы и эпохи.  История земных цивилизаций циклична, и ходим мы по кругу все время, и ходим, и ходим... Мистерия повторяется. В таком случае единицами измерения являются оба земных цикла – и земной год и Большой Миротворный Круг. Я не настаиваю на своих предположениях, но рассматриваться они, по-моему, вполне могут.

3 версия  

Хирам именуется мертвым потому, что средние индивидуальные космические силы ограничены их физическим или материальным проявлением. Одержимый своей верой в реальность и вечность физического мира и существования человек не соотносит материальную Вселенную с пустой стороной северной части Храма. Как солнечный свет умирает символически по мере приближения к зимнему солнцестоянию, так и физический мир может быть назван зимним солнцестоянием духа. Достигнув этого момента, Солнце как будто останавливается на три дня, а затем, отвалив камень зимы, начинает свой триумфальный марш к летнему солнцестоянию. В философии невежество может быть уподоблено зимнему солнцестоянию, духовное понимание – летнему. С этой точки зрения, инициация в Мистериях становится весенним равноденствием духа, и в это время Хирам в человеке переходит из сферы смертности в сферу вечной жизни. Осеннее равноденствие аналогично мифическому падению человека, и в это время человеческий дух нисходит в царство Гадеса (Аменти, Аида), погружаясь в иллюзию земного существования [3].

Эта версия не учитывает направления пути Хирама, но ее интересно рассмотреть с точки зрения инволютивно-эволютивного процесса. Максимальной образности процесс суточного движения Солнца достигал в представлениях египтян. Это можно по герметическому принципу аналогии экстраполировать на любые замкнутые циклы (в том числе и на инволюцию – эволюцию). Возьмем для удобства дни равноденствий и представим себе суточное движение Солнца, как это делали древние египтяне и как показано на следующем рисунке.  

   

Суточное движение Солнца в день равноденствия.

В этот день Солнце-Ра восходит точно на востоке (желтый кружок – 1) и в дневной ладье начинает подниматься по небосклону, достигая в полдень самой для этого дня высокой точки точно в южной стороне небосвода (белый кружок, обозначенный цифрой 2). Затем ладья постепенно опускается и точно на западе Солнце-Ра заходит (желтый кружок – 3), пересаживаясь в другую, ночную ладью, в  которой  плывет  по  царству  ночи (Дуату – потустороннему миру) в сторону востока, чтобы утром вновь там воскреснуть. Само собой, в Дуате Солнце-Ра должно проходить через северную сторону (точка 4), иначе круг не замкнуть. Таким образом, процесс разбивается на две равные половины: от востока до запада – в проявленной части, и от запада до востока – в непроявленной. С этих позиций, точки перехода инволютивно-эволютивного процесса (белые кружки) приходятся на направления севера и юга. Начало развития приходится на точку севера, но до точки востока процесс этот еще не проявляется и происходит в тонком мире; начиная с точки юга, процесс идет в сторону деградации, причем сначала деградация происходит в реальном для нас проявленном мире, а затем (от точки запада) переходит в непроявленный, опускаясь все ниже и ниже, пока не достигнет переломной (северной) точки 4. В Мистериях Египта для отдельной личности эта точка символизировалась судом Осириса, после которого светлые души продвигались по пути к новому рождению в физическом мире на востоке, а дурные, не прошедшие суда, отдавались пожирающему их чудовищу. С такой точки зрения, рождение в физическом теле должно происходить в точке востока, т.е. в точке весеннего равноденствия, а переход ниспадающей ветви в восходящую – в духе, т.е. начало нового жизненного круга, должно быть в тонком мире в точке зимнего солнцестояния. Эта точка уникальна тем, что она является одновременно точкой конца одного круга и начала другого. И получается, что процесс инволюция-эволюция циклический и бесконечный!

Хочу сделать небольшое отступление. Только нарисовав выше приведенную картинку, я осознала, почему на египетских географических картах север находится внизу, а юг – наверху. Для нас это очень непривычно. Каждый раз невольно проверяешь себя – не перепутать бы восток с западом. А для египтян, чья жизнь строилась на Мистерии Солнца, такое представление стран света было естественным, единственно нормальным и правильным. Дуат – ночной подземный мир – внизу, и в нем скрыто Солнце, а в полдень Солнце – наверху, т.е. на юге.   

4 версия

В Масонских Мистериях тройственный дух человека символизируется тремя Великими Мастерами Ложи Иерусалима.

Три Великих Мастера становятся Причинной Триадой, установленной посвященными философами в качестве триединой основы существования. Убийцы Хирама – это три измерения низшего плана Вселенной, которые напали и убили представителя Высшего Мира, посланного отлить творение в обиталище вечной жизни. Таким образом, Демиург оказался прикованным к Колесу Существования (цикличности), которое им же самим было устроено в пространстве.

Согласно символической интерпретации тройственного духа (три Великих Мастера Ложи), Хирам есть третья, или воплощающая часть – Мастер Строитель, который во все века воздвигает живые храмы из плоти и крови как место поклонения Наивысочайшему...

Как Бог является всепроникающим принципом трех миров, в каждом из которых Он проявляет Себя как активный принцип; так и дух человека, разделяя природу Божества, обитает в трех плоскостях Бытия: Верховной, Высшей и Низшей сферах пифагорейцев. У ворот низшей сферы стоит страж Гадеса, трехглавый Цербер, который аналогичен трем убийцам в легенде о Хираме (по терминологии Профетов, для человека Низший мир – это физический мир формы, Высший – это Я ХРИСТА или Христосознание и Верховный - это Я ЕСМЬ ПРИСУТСТВИЕ или Я ЕСМЬ ТО, ЧТО Я ЕСМЬ)... Хирам расцветает, как цветок, но потом его срывают, и он умирает у ворот  материи и погребается в элементах творения. Как потенциальная космическая сила в каждой душе, Хирам лежит, ожидая того момента, когда он станет человеком, через ритуал жизни превращая потенциальность в божественную силу. Поскольку чувственные восприятия его увеличиваются, человек получает еще больший контроль над своими различными частями, и дух жизни постепенно получает свободу. Трое убийц представляют законы Низшего мира – рождение, рост и старость, которые расстраивают планы строителя. Для среднего человека физическое рождение на самом деле означает смерть Хирама. Для инициированного, однако, воскрешение духовной природы свершается без вмешательства физической смерти [3] (выделения СП).

5 версия

Наглядным примером тому могут служить великие памятники человеческой цивилизации – египетские пирамиды и храмы, греческий Парфенон, Стоунхендж, памятники майя и т.д. и т.д.

История о Хираме может вполне представлять внесение божественных секретов архитектуры в пропорции земных строений. Три степени Ремесла хоронят Великого Мастера в строении, сведя безмерный Дух Космической Красоты к ограничениям конкретной формы. Это строение они возводят после того, как убивают Великого Мастера строительными инструментами. Эти абстрактные идеалы архитектуры могут быть возрождены, однако, Мастером Масоном, который, размышляя над структурой строения, извлечет из него божественные принципы архитектонической философии, которые лежат внутри строения или похоронены в нем. Таким образом, физическое здание является на самом деле гробницей Творческого Идеала, и его материальные параметры являются лишь тенью [3] (выделения СП).

6 версия

Больше того, легенда о Хираме может рассматриваться как история превратностей самой философии. Как институт распространения этической культуры, языческие Мистерии были архитектором цивилизации. Их сила и благородство, их достоинство были персонифицированы в Хираме Абиффе, Мастере Строителе, но они стали жертвой нападения со стороны тройки – государства, церкви и толпы. Они были развенчаны государством, которое завидовало их богатству и власти, ранней церковью, боящейся их мудрости, и толпой, натравливаемой церковью и государством. Точно так же, как  Хирам, когда он был поднят из могилы, прошептал Слово Мастера Масона, которое было утеряно после его безвременной смерти, так и, согласно доктринам философии, воскрешение древних Мистерий будет заключаться в открытии вновь того секретного Учения, без которого цивилизация должна оставаться в состоянии духовного хаоса и неопределенности. Когда правит толпа, человек управляется невежеством (что такое управление толпы мы видим сами на примере нашей так называемой демократии).  Когда правит церковь, человек управляется суеверием. Когда правит государство, человек  управляется страхом. Для того, чтобы человек мог жить в гармонии и с пониманием, невежество должно быть превращено в мудрость, суеверие – в просвещенную веру, страх – в любовь [3] (выделения СП).

Именно об этом говорится  Тотом в “Тайной проповеди на горе о возрождении и правиле молчания” [8], обращенной к Тату, где среди 12 мучителей человечества названы и эти три, причем невежество тоже стоит на первом месте, а победить этих мучителей могут только противоположные им категории.

Призванный украсить Вечный Дом, Хирам Абифф является воплощением принципа красоты. В своем “Очерке о прекрасном” Плотин описывает очищающее воздействие красоты на развивающееся сознание человека.  Красота существенна для естественного развития человеческой души. Мистерии полагают, что человек, по крайней мере, частично, является продуктом его окружения, следовательно, он должен быть окружен объектами, которые побуждали бы высокие и благородные чувства. Мистерии показывают, что возможно воспроизвести красоту в жизни, окружив жизнь красотой. В Мистериях учили, что симметричные тела были построены душами в присутствии симметричных тел, что благородные мысли появляются в присутствии примеров умственного благородства. И наоборот, если человека заставить смотреть на неблаговидные и асимметричные структуры, которые обусловят в нем низкие чувства, тогда он будет склонен к низким поступкам. Если посреди города установить плохо спроектированное здание, в этом городе будут рождаться неудачные дети, а мужчины и женщины, глядя на эти уродливые структуры, будут вести негармоничную жизнь. Вдумчивые люди древности понимали, что их великие философы были естественным продуктом эстетических идеалов в архитектуре, музыке и искусстве, которые установились в качестве стандартов в культурных системах того времени.

Замена гармонии прекрасного диссонансом фантазии составляет величайшую трагедию в каждой цивилизации. Боги–Спасители были не только прекрасными сами по себе, но и выполняли роль служителей красоты, ища пути возрождения человека через возбуждение в нем любви к прекрасному.  Ренессанс сказочного Золотого Века может быть возможен только подъемом красоты до ее благородного статуса во всех сферах жизни, как всепроникающего принципа религиозных, политических, этических, социологических и научных аспектов человеческой культуры [9].

Таким образом, вся информация о трактовке Мистерии Хирама, приведенная выше, говорит о том, что интерпретаций может быть множество. Это не значит, что только какая-нибудь одна из существующих версий верна, а остальные ошибочны. Просто-напросто, есть универсальные всечеловеческие Мистерии, в которых заключен глубинный сакральный символизм, прочитываемый, расшифровываемый в соответствии с временным фактором на пути развития человечества и с уровнем интерпретатора. Мистерия Хирама одна из них.

3.  Универсальность  символизма

По всему миру можно встретить различные символы и знаки тайных обществ, несущих в себе тайные знания древних и высочайшие морально-этические принципы.

Устройство масонской ложи, хотя и могло видоизменяться в соответствии с условиями места и времени, должно было следовать некоторым постоянным правилам. Зал заседаний должен был иметь сводчатый потолок, выкрашенный в голубой цвет и усеянный звездами, три окна должны были выходить на восток, запад и юг (как ворота Храма Соломона). В ритуальном убранстве имелся ковчег, подобный тому, который носили во время религиозных процессий в Древнем Египте и в котором находились семена различных растений и другие предметы культа Осириса. В верхней части двух бронзовых столпов, расположенных по бокам входной двери, изображались плоды граната, а ниже – буквы “I” и “В”. В книге [10] написано, что эти столпы символически изображали зимнее и летнее солнцестояние, Геркулесовы Столбы и т.д., в чем я позволю себе усомниться. Это, безусловно, столпы, копирующие великое утраченное творение все того же Хирама: два литых медных столпа, украшенные теми же гранатовыми яблоками, поставленные на паперти Храма Соломона – Вечного Дома Бога – и  обозначенные теми же буквами: “I” –  “Иахин” (означает “да стоит неколебимо крепостью Своею”), а “В” – “Воаз” (“да утвердит силою Своею”).

С точки зрения тех, кто считал масонство результатом продолжения деятельности секретных обществ архитекторов и строителей, которые тысячи лет объединялись в замкнутую касту мастеров-ремесленников, Хирам Абифф был Великим Мастером Тира в организации ремесленников мирового масштаба со штаб-квартирой в Тире.

Их философия состояла в использовании в пропорциях и украшениях храмов, дворцов, мавзолеев, крепостей и других общественных зданий своего знания законов, управляющих Вселенной. Каждому инициированному работнику был дан иероглиф, которым он отмечал камни, укладываемые им, чтобы показать последующим поколеньям, что он таким образом посвятил Великому Архитектору Вселенной совершенный продукт своего труда. Относительно масонских знаков Роберт Гулд в “Краткой истории масонства” пишет:

Очень примечательно, что эти знаки могут быть найдены во всех странах: в камерах Великой Пирамиды в Гизе, на подземных стенах Иерусалима, в Геркулануме и Помпее, на римских стенах и греческих храмах, в Индустане, Мексике, Перу, Малой Азии, как и на руинах в Англии, Франции, Германии, Шотландии, Италии, Португалии и Испании [11].

...Основание Иглы Клеопатры, стоящей в Центральном парке в Нью-Йорке, расценивается Великим Мастером Великой Ложи Египта как масонский символ первейшей важности; египетский обелиск из Луксора не зря был увезен во Францию и установлен на площади Согласия, что тоже само по себе весьма символично. Масонские знаки и символы можно найти на камнях различных общественных зданий не только в Англии и на континенте, но также и в Азии.

В своей книге “Индийские масонские знаки в династии Моголов” А. Горэм описывает массу отметок на стенах таких сооружений, как Тадж-Махал, Джама Мажид  и знаменитая масонская структура Кутаб Минар [3].

Все это доказывает не только единство самогó тайного Знания, но, в значительной степени, и его символики.

Что же касается именно Масонства, то Мэнли П. Холл пишет, что вопреки противоположным утверждениям, его можно представить и как своего рода религию Знания,

...ищущую объединения человека с Богом через поднятие своих инициированных до такого уровня сознания, когда бы они могли иметь четкое вúдение работы Великого Архитектора Вселенной. От века к веку вúдение совершенной цивилизации сохраняется как идеал для человечества. В центре этой цивилизации будет стоять могучий университет, в котором священные и светские науки, относящиеся к таинствам жизни, будут свободно преподаваться всем тем, кто решится на философскую жизнь. Здесь не будет места для кредо и догмы, поверхностные сведения будут отброшены, и только самое существенное будет сохранено. Мир будет управляться наиболее просвещенными умами, и каждый будет занимать положение, которое ему идеально подходит.

Великий университет будет разделен на степени, допуск в которые будет осуществляться через предварительные испытании или инициации. Здесь человечество будет учиться наиболее священным, наиболее секретным и воистину вечным истинам всех Мистерий – Символизму; здесь инициированные будут приходить к пониманию, что каждый видимый объект, каждая абстрактная мысль, каждая эмоциональная реакция есть просто символ вечного принципа. Здесь человечество будет учиться тому, что Хирам (Истина) лежит захороненный в каждом атоме Космоса, что каждая форма есть символ и что каждый символ есть могила вечной Истины. Через образование, духовное, умственное, моральное и физическое, человек научится освобождать живые истины от их безжизненных оболочек. Совершенное правительство Земли должно быть похоже на божественное правительство, которым упорядочивается Вселенная. В тот день, когда будет установлен совершенный порядок с всеобщим миром и триумфом добра, люди больше не будут искать счастья, потому что они найдут его внутри себя. Смертные надежды, смертные устремления, смертные добродетели поднимутся из могил, и Дух Красоты, и Дух Доброты, постоянно убиваемые невежеством людей, снова будут Мастерами Работы. И тогда воссядут мудрецы на трон всемогущих, и боги пойдут рука об руку с людьми [3].

В применении к нашей пятой человеческой расе этот гимн масонских грез прошлых столетий о будущем представляется полнейшей утопией. Этот Золотой Век может наступить только после Преображения всего человечества и перехода его в шестую, а затем уже и в седьмую расу.

Нынешнее так называемое ″масонство″ имеет совершенно противоположные цели, задачи и способы их реализации. Их цель – создание Золотого Века для себя любимых, только для элиты с низведением остальных людей до практически зомбированного рабского состояния обслуживающего эту элиту персонала.

В качестве заключительного аккорда в теме о Хираме хочется сказать, что когда бы и кем бы ни была создана Мистерия Хирама, она, безусловно, имеет общечеловеческое значение, а сам Хирам является как бы патроном Тайных Обществ.

Следует также отметить момент мистической фигуры самого Соломона и поговорить о Соломоне как персонификации универсальной мудрости. Но, конечно, эзотерическая глубина трактовки этого образа – тема неисчерпаемая.

Имя Соломон может быть разделено на части (СОЛ-ОМ-ОН), символизирующие свет, славу и истину соответственно. Прежде всего, о Храме Соломона. Следует понимать, что Храм из камня, построенный на горе Мория, это земной символ Небесного Храма. Мы уже привыкли к понятиям, что есть Небесный Иерусалим и есть земной Иерусалим. К представлениям о Храме нужно подходить точно так же. Согласно учению масонских Мистерий, есть даже три Храма Соломона, как есть три Великих Мастера, три Свидетеля и три Скинии Превращений.

Первый Храм – это Великий Дом Вселенной, посреди которого помещено Солнце (СОЛ), восседающее на золотом троне. Двенадцать знаков зодиака являются его Сотоварищами-Ремесленниками, которые собрались вокруг своего блистательного повелителя. Три света – звездный, солнечный и лунный – освещают этот Космический Храм. Сопровождаемый шлейфом из планет, лун и астероидов, этот Божественный Царь (СОЛомон), торжественно шествует по пространству. В то время, как Хирам представляет активный физический свет Солнца, СОЛомон означает его невидимую, но всемогущую духовную и интеллектуальную лучезарность.

Вторым символическим Храмом является человеческое тело – Малый Дом, сделанный по образу и подобию Большого Универсального Дома...

Третьим символическим Храмом является Душевный Дом, невидимая структура, вместилище высшей масонской Мудрости... Душа, сконструированная из невидимой огненной субстанции, пылающего золотом металла, отливается Мастером Хирамом Абифом в форму из глины (физическое тело) и называется Купелью (вспомним то медное “Море”, которое отливал Хирам по Библии). Храм человеческой Души построен тремя Мастерами Масонами (Каменщиками), персонифицирующими Мудрость, Любовь и Служение, и, будучи возведен согласно Закону Жизни, является обиталищем Духа Божьего. Душевный Храм есть Истинный Вечный Дом, и тот, кто может его воздвигнуть или отлить, является подлинным Мастером Масоном!..

Соломон, Дух Универсального Просвещения – умственный, духовный, моральный и физический, – персонифицирован в царе земного народа. Тот, кто рассматривает ситуацию строительства земного Храма с чисто исторической точки зрения, никогда не сможет “расчистить хлам, покрывающий секретные подвалы”. Хлам этот проявляется в виде искусственных символов, аллегорий и степеней, которые не являются подлинным наследством исходных масонских Мистерий...

Согласно древним раввинам, Соломон был инициированным в школы Мистерии, и Храм, который им возводился, был на самом деле Домом Инициации, в котором была масса языческих философских и фаллических эмблем. Храм был сделан по подобию таких же храмов в Египте и Атлантиде. Мэнли П. Холл, цытирует И. Майера, который в “Каббале” пишет о храме Соломона следущее:

”... Каббалисты называли Святой Дух Матерью, а Церковь Израиля – Дочерью. Соломон начертал на стенах своего Храма подобие мужских и женских принципов, чтобы сделать эту тайну еще более таинственной. Они были символами Высшего, духовного, творца или делателя, положительного активного или мужского, и Низшего, пассивного, отрицательного, женского, сделанного первым”.

Масонство пришло в Северную Африку и в Малую Азию из исчезнувшего континента Атлантиды, но не под этим именем, а под более общим понятием Поклонников Солнца и Огня. Древние Мистерии не исчезли, когда христианство стало господствующей религией... Дохристианские Мистерии просто приняли символику новой веры, придерживаясь через ее эмблемы и аллегории тех же истин, которыми обладали мудрецы с сотворения мира. Поэтому нет истинного объяснения христианских символов, за исключением такого объяснения, которое скрыто в языческой философии. Без таинственных ключей, которыми обладали жрецы египетских, браминских, персидских культов, ворота мудрости не могут быть открыты [3].

Согласно талмудическим легендам, Соломон прекрасно разбирался в тайнах Каббалы. Он также был настоящим Магом и алхимиком. Со ссылкой на еврейского философа Иосифа Флавия Мэнли П. Холл пишет:

Мудрость и святость, которыми Бог наделил Соломона, были столь велики, что он превзошел в них всех древних, и, стало быть, он ни в чем не уступал египтянам, о которых говорят, что они превыше всех людей в понимании... Бог даже снабдил его искусством изгнания демонов. Он составлял такие заклинания, которые делали его невесомым и невидимым. Он оставил после себя способ заклинаний, которым надо пользоваться при изгнании демонов, чтобы они никогда не вернулись, и эти его методы используются и в наши дни [3].

В заключение данной статьи хочется еще раз напомнить Читателю, особенно не глубоко погруженному в эзотерическую тематику, что любые эзотерические тексты нельзя изучать, что называется, по поверхности, т.е. прямолинейно. В них закладывается многоуровневое Знание, каждый уровень (ступень) которого доступен только посвященным данного уровня. Отсюда и многочисленные ступени посвящения во  всех Тайных обществах. Тексты, артефакты, архитектура, искусство полны тайной символики. Во всех случаях Знание скрывается от непосвященных. Такова и Мистерия Хирама Абиффа – Великого Архитектора древности.

 Литература: 

1. В. Крыжановская-Рочестер. МАГИ.

2. Н. Лесков ПИСЬМО к Б. М. БУБНОВУ от 21 мая 1892 г., Петербург. http://litrus.net/book/read/135400?p=97

3. Мэнли П. Холл. ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ МАСОНСКОЙ, ГЕРМЕТИЧЕСКОЙ И РОЗЕНКРЕЙЦЕРОВСКОЙ СИМВОЛИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ.  – Новосибирск: Изд. ВО “Наука”, 1992. – 792 с.

4. Э. Шюре. ВЕЛИКИЕ ПОСВЯЩЕННЫЕ. ОЧЕРК ЭЗОТЕРИЗМА РЕЛИГИЙ. – Калуга:  Изд. СП 

    “Книга-Принтшоп”, 1914, – 420 с., репр.

5. Е.П. Блаватская. ТЕОСОФСКИЙ СЛОВАРЬ. – М.: Изд. “Сфера” Российского Теософского Общества, 1994, – 640 с.

6. О. З. Кандауров. По материалам телевизионной передачи “Оазис”, 1995

7. Э. Бадж. ЛЕГЕНДЫ О ЕГИПЕТСКИХ БОГАХ. – М.: Изд. “Рефл-Бук”, – К.: Изд. “Ваклер”, 1997, – 304 с.

8. ГЕРМЕС  ТРИСМЕГИСТ И ГЕРМЕТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ ЗАПАДА И ВОСТОКА. Сост., коммент. и перевод  К. Богуцкого. – М.: Изд. “Алтейа”, – К.: Изд. “Ирис”, 1998, – 625 с.

9. Чарльз Уильям Геккерторн. ТАЙНЫЕ ОБЩЕСТВА ВСЕХ ВЕКОВ И ВСЕХ СТРАН.  – Ташкент: Изд. “Шарк”, 1994, – 384 с.

10.  Е.Б.Черняк. НЕВИДИМЫЕ ИМПЕРИИ: ТАЙНЫЕ ОБЩЕСТВА СТАРОГО И НОВОГО ВРЕМЕНИ НА ЗАПАДЕ. – М.: Изд. “Мысль”, 1987, – 271 с.

11. Р. Гулд. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ МАСОНСТВА. Изд. “Центрполиграф”, 2011, – 400 с.



Эзотерические консультации он-лайн

Комментарии: (0)   Оценка:
Пока комментариев нет

Все права защищены (с) divinecosmos.e-puzzle.ru

Сайт Дэвида Уилкока

Яндекс.Метрика



Powered by Seditio